Корабельная сторона
Номер от 9 августа 2006 г.

«Граф Цеппелин» принадлежит России?
На дне Балтийского моря в 55 километрах к северу от порта Владиславово (Польша) на глубине 250 (по другим источникам - 86) метров обнаружены останки корабля длиной около 250 метров.

Находка сделана в ходе специальной исследовательской экспедиции ВМС Польши и нефтяной компании «Петробалтик». Теперь представители флота заявляют, что корабль идентифицирован как «Граф Цеппелин» («Graf Zeppelin») - единственный авианосец фашистской Германии, сообщает «Интерфакс». Как известно, корабль был спущен на воду в 1938 году в Киле, а к 1942 году, по многим данным, постройка была практически завершена. «Граф Цеппелин» был одним из самых крупных кораблей, построенных в конце 30-х - начале 40-х годов. По размерениям (полное водоизмещение свыше 30 тысяч тонн, длина 262 и ширина 36 метров) он не уступал американским авианосцам класса «Эссекс», использовавшимся на Тихом океане во второй половине войны. Авиагруппа «Цеппелина» могла составить 40 и более самолетов - истребителей и пикирующих бомбардировщиков. Стратеги рейха рассчитывали с его помощью завоевать господство в северных морях.

Однако в строй авианосец так и не вступил. По одним данным, это произошло из-за разочарования Гитлера в возможностях крупных кораблей, по другим - из-за того, что верфи рейха были переориентированы на массовое строительство подводных лодок, по третьим - из-за противоречий между командованием Кригсмарине и Люфтваффе относительно того, в чьем подчинении будет находиться палубная авиация и сам корабль. В конце войны корабль находился в Штеттине (Щецине) в качестве плавучей казармы и был затоплен немцами в апреле 1945 года. Силами ВМФ СССР он был поднят, частично отремонтирован и некоторое время использовался для перевозки имущества, доставшегося Советскому Союзу по репарациям. Но по соглашению между союзниками по антигитлеровской коалиции «Граф Цеппелин» подлежал затоплению и потому в августе 1947 года стал плавучей мишенью для авиации ВМФ СССР. Точное местонахождение корабля было неизвестно до сих пор.

Теперь ВМС Польши рассматривают возможность подъема останков авианосца. При этом, по информации портала Pravda.ru, представители министерства обороны Германии считают останки корабля собственностью России - правопреемницы СССР, владевшего авианосцем как военным трофеем. Впрочем, изучение юридической стороны дела еще продолжается, отмечает издание.

Борис ВОРОБЬЕВ