Корабельная сторона
Номер от 9 августа 2006 г.

«Второй военный преступник»
Юбилейные даты, связанные с историей Второй мировой, следуют одна за другой. В ближайшие недели мы отметим 65-летие первого союзного конвоя - PQ-00 «Дервиш». Увы, все меньше ветеранов участвует в торжествах…

МНЕ вспоминается 2003 год, когда в странах антигитлеровской коалиции праздновалось 60-летие победы в битве за Атлантику. Особенностью мемориального похода «Полярный конвой-2003» стало участие в нем не только бывших союзников, но и тех, кто противостоял им. Среди немецких ветеранов особенно выделялся бывший полковник Ханс-Иоахим (Хайо) Херрманн. Это не просто рядовой участник войны на Севере. Мало кто сделал для разгрома конвоя PQ-17 больше, чем он - в 1942 году командир 3-го штаффеля (эскадрильи) 30-й бомбардировочной эскадры, капитан Люфтваффе...

Мне довелось пообщаться с ним. Несмотря на свои 93 года, Хайо Херрманн бодр и полон сил. Бывший полковник Люфтваффе - все еще практикующий юрист из Дюссельдорфа.

- Во время войны важнее всего - уметь преодолеть страх смерти и выполнить поставленную задачу во что бы то ни стало. Будь это ночь или день, Северный Ледовитый океан или Африка. Главное - воля к победе! Фортуна помогает смелым! Эти убеждения помогали всегда, особенно когда меня сбивали и я падал в море… - заявил старый вояка в одном из своих интервью.

И это вряд ли расходится с тем, что говорят, вспоминая военные годы, наши ветераны. Главное - за что воюешь.

- Мы встретились в этом походе, чтобы еще раз заявить, что война - величайшее зло, - говорил Херрманн. - А кто, как не ветераны, способен судить об этом и предостеречь грядущие поколения? Конечно, не думаю, что за поход мы стали друзьями, слишком много ожесточения было в нашей борьбе, и слишком много товарищей мы в ней потеряли... Я начал войну в 1939 году и прошел ее до конца. В 1942 году моя эскадра была переброшена из Северной Африки в Северную Норвегию, чтобы участвовать в сражении с караваном PQ-17...

Свой Рыцарский крест Хайо Херрманн получил еще в октябре 1940 года, потопив 12 британских судов, а дубовые листья и мечи к нему - позже, переквалифицировавшись в истребители. Он стал командиром 300-й ночной истребительной эскадры и пионером тактики отражения массовых налетов союзников на города Германии. На его личном счету девять тяжелых бомбардировщиков. За организацию соединения «Эльба», практиковавшего таранные удары при отражении налетов, вызвавшие крупные потери среди молодых пилотов, Херрманн удостоился от бывшего шефа истребительной авиации Рейха генерала Адольфа Галланда характеристики «второго по значимости военного преступника». Первым, надо понимать, был его непосредственный начальник - Герман Геринг, имевший на своего подчиненного здоровенный зуб. Видимо, это и не позволило Херрманну стать генералом... Так или иначе, многие считают его гениальным пилотом и организатором, спасшим сотни тысяч жизней мирных граждан немецких городов в качестве инспектора ПВО.

- Буду рад, если мой горький опыт кому-то пригодится, - завершил свой рассказ бывший ас. Было видно, как он волнуется. Похоже, на русском приходится говорить уже не так часто. Хотя наш язык он знает хорошо. Это и неудивительно. Хотя его жертвами были лишь корабли и самолеты западных союзников, Херрманн провел в советском плену 10 лет и, подобно большинству немецких асов, возвратился на родину лишь в 1955 году, после личного обращения канцлера Аденауэра к Хрущеву.

Но замечательно, что, несмотря на годы, проведенные в Сибири, германский ветеран далек от того, чтобы таить обиды. Зато охотно вспоминает, насколько трогала его душу готовность простых русских женщин, большинство которых лишились своих мужей и сыновей, поделиться последним куском хлеба с бывшими врагами, которых везли в теплушках на восток…

Сергей АПРЕЛЕВ