Корабельная сторона
Номер от 25 июля 2006 г.

Фрегаты построит «Янтарь»
Российские судостроители получили заказ от индийских военно-морских сил на строительство серии из трех фрегатов общей стоимостью около 1,6 млрд долларов.

Контракт на строительство для ВМС Индии трех фрегатов проекта 1135.6 был подписан 14 июля 2006 года в Дели, сообщает «Интерфакс». На подписании контракта с российской стороны присутствовали представители ФГУП «Рособоронэкспорт», ОАО «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения» (ОАО «КСМК»), в состав которого входит и завод - исполнитель заказа - калининградское ОАО «ПСЗ «Янтарь». Передать фрегаты заказчику планируется в 2010-2011 годах. В арсенале новых кораблей, в частности, появится новая российско-индийская крылатая ракета «БраМос». По неофициальной информации, российско-индийское соглашение также предусматривает опцион на покупку еще нескольких фрегатов.

Как известно, это второй контракт на поставку Индии российских фрегатов. Первый стоимостью около 1 миллиарда долларов был подписан в ноябре 1997 года, строились они на петербургской «Северной верфи».

Именно «Северная верфь» боролась с «Янтарем» за этот заказ и первоначально имела серьезнейшие шансы на успех. По официальным и неофициальным данным, интересы питерских корабелов лоббировали и губернатор Валентина Матвиенко, и Минэкономразвития, и Роспром, сообщает газета «Взгляд». Но Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству настаивала на том, что нужно отправить заказ в Калининград. В итоге контракт достался «Янтарю». Эксперты считают, что на окончательное решение чиновников могла повлиять необходимость поддержать экономическое развитие анклава.

Некоторые участники рынка полагают, что в передаче индийского заказа «Янтарю» может быть заинтересован Рособорон-экспорт, проявляющий интерес к покупке судостроительных активов Межпромбанка - «Северной верфи» и Балтзавода. Согласно этой версии, лишая «Северную верфь» выгодного экспортного контракта, государство сбивает цену завода. По информации «Коммерсанта», цель Рос-оборонэкспорта - восстановление госконтроля над судостроительной отраслью. Его представители начали предварительные переговоры c Межпромбанком (контролируется членом Совета Федерации Сергеем Пугачевым) о покупке принадлежащих ему судостроительных предприятий. В Рособоронэкспорте отрицают проведение официальных переговоров, но представители Межпромбанка подтвердили, что государство проявляет интерес к его предприятиям. Кроме того, есть мнение, что самому Межпромбанку судостроительный бизнес стал неинтересен.

Борис ВОРОБЬЕВ