Корабельная сторона
Номер от 25 июля 2006 г.

Утилизировать нельзя достроить
Новости от министра обороны. Хорошие и не очень. Вице-премьер правительства России, министр обороны Сергей Иванов и сопровождающие его высокопоставленные лица (включая главкома ВМФ Владимира Масорина, руководителя Росатома Сергея Кириенко и легенд нашего кораблестроения - генеральных конструкторов академиков Сергея Ковалева и Игоря Спасского) побывали на Севмаше и «Звездочке» неделю назад. Но обсуждать эту поездку на наших предприятиях, по-видимому, будут еще долго.

Пожалуй, некоторые моменты визита заинтриговали бы даже совершенно постороннего наблюдателя. И дело даже не в секретности, сопровождавшей проведенное на Севмаше закрытое совещание. Хотя на брифинге для федеральной и местной прессы министр не сказал об его итогах ничего, а представители Севмаша позднее ограничились сообщением о том, что речь шла о ходе выполнения гособоронзаказа, однако подобные умолчания - дело привычное и естественное. Нет, внимание привлекли не молчание, а речи министра обороны.

Прежде всего, обтекаемым, а в отдельных местах весьма загадочным был ответ Сергея Борисовича на тройной вопрос корреспондента «Корабельной стороны» о перспективах «Адмирала Нахимова», «Белгорода» и двух оставшихся в строю немодернизированных тяжелых подводных ракетоносцев 941-го проекта. Об «Адмирале Нахимове» министр сообщил, что работы на крейсере ведутся за счет бюджета и будут вестись. Вопрос о модернизации «Акул», как и других кораблей, будет решаться с учетом истечения установленных сроков эксплуатации и «нахождения новых технических решений». Что же касается многострадальной АПЛ «Белгород» проекта 949А, которая была заложена еще в 1992 году, законсервирована через два года и вопрос о достройке которой вновь был поднят после гибели однотипного ей «Курска», то Сергей Иванов заявил жестко: корабль Министерству обороны не нужен, и это решение не подлежит обсуждению. (Нелишне вспомнить, что ровно год назад, в прошлом июле, СМИ сообщали прямо противоположное заявление министра обороны - о том, что «Белгород» достроен будет.)

Однако сразу же высокий гость добавил фразу, которая немедленно стала поводом для самых разных предположений: «Мы рассматриваем варианты достройки корабля, но не в интересах Министерства обороны». В одном из ближайших номеров мы надеемся дать обзор и анализ возможных «вариантов».

На вопрос о возможности акционирования предприятий ГРЦАС Сергей Иванов ответил, что считает такую идею «бредовой». Наши заводы - стратегические федеральные государственные унитарные предприятия и приватизации не подлежат, заявил министр обороны.

Когда один из журналистов упомянул кадровые проблемы наших заводов, высокий гость сразу понял, что речь идет о проблеме отсрочек от призыва в армию, и ответил решительно: закон принят, подписан президентом и дальнейшему диспуту не подлежит. Впрочем, несколько часов спустя на «Звездочке» министр высказался более мягко: мол, в отношении специалистов ГРЦАС необходимо выработать такие механизмы призыва, которые исключили бы обострение кадровой ситуации на предприятиях. Призыв на службу северодвинских корабелов не должен носить массового и единовременного характера, передает слова министра пресс-служба «Звездочки».

В общем и целом же выступление министра обороны перед журналистами было подчеркнуто оптимистичным. Северодвинцев не должна беспокоить судьба ГРЦАС, заявил он: наш центр - единственный в России, и этот его статус не подвергается никакому пересмотру.

Станислав ЗЕЛЯНИН