Корабельная сторона
Номер от 17 июля 2006 г.

Первые сюжеты будней и праздников
70 лет назад на берег Никольского устья высадились первостроители. Строить им предстояло Архангельский морской завод. Так изначально в проектных документах назывался комплекс сооружений военной верфи в устье Северной Двины, которая затем получила, как тогда было принято, «номерное наименование» - завод № 402. Одновременно с заводом строился и город, поначалу поселок, именуемый Судостроем, что раскрывало каждому главное предназначение будущего предприятия - строить корабли.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ объекты как завода, так и поселка считались секретными, и фотографы были редкими гостями на строительстве. Первым, кому разрешили сделать здесь снимки, был Калестин Коробицын - фотокорреспондент областной партийной газеты «Правда Севера». Сегодня его работы, запечатлевшие первые будни и праздники будущего Северодвинска, стали хрестоматийными. Две из них мы публикуем сегодня. Первая называется «Торговля молоком», вторая - «Первый поезд»...

Общеизвестные летописи не сохранили свидетельств того, что первостроители голодали, но уж, верно, сытой жизнью не жили. Думается, молоко в данном случае было тем самым дополнительным питанием, на которое могли претендовать те, у кого были свободные деньги. Само же молоко, скорее всего, поставляла сельхозартель, имевшая угодья и постройки на острове Ягры.

Если первый снимок засвидетельствовал, можно сказать, момент бытовой прозы на строительстве, то второй - «Первый поезд» - рассказывает нам об одной из крупных трудовых побед: началось движение по железнодорожной ветке из Судостроя на Исакогорку. Надо сразу оговорить, что первая колея была узкая и ее вскоре «перешили» на общепринятый «широкий стандарт». Насыпи и отдельные участки полотна не были еще укреплены должным образом, и на большинстве участков составы двигались очень осторожно - со скоростью гужевого транспорта. Да и сам «первый поезд», как видим, состоял всего-то из крытой дрезины и открытой платформы, места на которой, как говорят, заняли тогда передовики производства. Но все равно это было событие, которое стоило отпраздновать.

Олег АНДРЕЕВ