Корабельная сторона
Номер от 17 июля 2006 г.

Кому нужен этот «Ясень»?
Россия и США продолжают гонку подводного оружия

Именно такого рода заявления последнее время все чаще встречаются в публикациях военных аналитиков. И еще одна деталь: при этом Россия и США строят себе все более совершенные и дорогие АПЛ.

КАК ИЗВЕСТНО, официально гонка вооружений закончилась в 1991 году, когда внешние недруги и руководители нашей страны при молчаливом согласии населения успешно развалили Советский Союз. Но похоронить взаимное недоверие как одну из первопричин гонки вооружений так и не удалось. Она продолжается, уверены многие, и приводят тому немало самых разнообразных доказательств. Скажем, армейские бронежилеты до сих пор рассчитывают исходя из тактико-технических характеристик ручного огнестрельного оружия «вероятного противника», а идея развернуть системы ПРО и противостоящих ей баллистических ракет, имеющих целью эту ПРО прорвать, вообще проходит безо всяких попыток скрыть конечную цель.

В этом смысле, как пишет военный обозреватель «Коммерсанта», свое достойное место занимает атомная гонка под водой, и напоминает, что официальное начало ее относится к концу 50-х, когда в ответ на строительство целой серии американских подлодок Советский Союз заложил свою первую АПЛ проекта 627. Ценой колоссальных усилий нашей стране удалось достигнуть паритета в океане и успешно его поддерживать до той поры, пока «миролюбивые голуби перестройки», дорвавшись до власти, не пустили в распыл Военно-Морской Флот.

Тем не менее гонка продолжается и сегодня, и довольно активно. Подтверждением этому является уже тот факт, что и США, и Россия (как правопреемница Советского Союза во многих отношениях) продолжают серийное строительство атомных подводных лодок. Более того, Россия, как полагают обозреватели, «по взятому в последние семь-восемь лет темпу мало уступает США, если уступает вообще...» В подтверждение приводится такой пример. В настоящий момент американцы строят только ударные АПЛ «Вирджиния». Россия же строит и атомные стратегические ракетоносцы типа «Юрий Долгорукий», и атомные подводные крейсера, вооруженные крылатыми ракетами, и многоцелевые подлодки, причем сразу двух проектов - 971 («Барс») и 885 («Ясень»). Россия и США также осуществляют широкую программу модернизации своих подводных сил.

Отмечается и тот факт, что Россия, несмотря на тяжелое положение своего ВПК, продолжает строить дорогостоящие лодки с очень высокими тактико-техническими характеристиками. Российским аналогом американских атомных лодок типа «Вирджиния», как считается, являются близкие по основным размерениям и скорости хода российские АПЛ проекта 885. Но российская лодка имеет более мощное вооружение - 8 торпедных аппаратов и 24 крылатые ракеты против 4 и 12 соответственно у американцев, а боезапас - 30 торпед против 26... Российский проект более автоматизирован - экипаж у нас будет состоять всего из 55 человек против 100-113 у американцев на АПЛ типа «Вирджиния».

Новые российские лодки, как и последние модификации АПЛ 971-го проекта, строившиеся еще в советское время, как минимум не уступают американским аналогам по такому важному показателю, как шумность. Эту проблему, как утверждают специалисты, ВМФ СССР решил к концу 80-х годов прошлого века, поскольку не раз продемонстрировал свои возможности по скрытному прорыву системы противолодочной обороны НАТО в Атлантике.

Успехи достигнуты и в создании боевых информационно-управляющих систем - создают системы оценки боевой обстановки и управления огнем ничуть не хуже западных.

Для чего же строятся все эти лодки? - задаются вопросом аналитики. Набившую оскомину «борьбу с терроризмом» они отметают сразу же, ведь использовать подводную лодку для обстрела пещер террористов - явная глупость. Если не против США, то для противодействия кому-то третьему? Более или менее близко по возможностям своих подводных флотов стоят только две страны-члены НАТО - Великобритания и Франция. Для противодействия ВМС Китая? Вряд ли это можно рассматривать всерьез - слишком велик технологический разрыв между Китаем и двумя лидерами гонки вооружений.

Выходит, новые и модернизированные лодки нужны и России, и США исключительно для противодействия друг другу. Нужны ракетоносцы класса «Огайо» и «Юрии Долгорукие», нужны «Антеи» - для охоты за авианосными соединениями, какие есть только у флотов стран НАТО, нужны «Вирджинии», «Лос-Анджелесы», «Барсы» и «Ясени» для охраны своих подлодок и охоты на чужих.

Атомная гонка вооружений под водой скоро отметит свое пятидесятилетие и, похоже, не собирается финишировать.

Вот и последняя информационная новость из того же разряда - в самом начале июля на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре была спущена на воду многоцелевая атомная подводная лодка К-152 «Нерпа» (проект 971). Достроить эту лодку раньше не могли по прозаической причине - у государства не было денег. Тогда «Нерпу» решили «заморозить», и в этом состоянии она пребывала более 15 лет. Теперь же, по сведениям «Коммерсанта», она может пополнить списки Тихоокеанского флота в феврале 2007 года.

Хотя, объективности ради, большинство обозревателей отмечают: скорее всего, вскоре после передачи ВМФ России «Нерпа» будет передана в аренду ВМС Индии. Такая практика уже имела место, когда Тихоокеанский флот (еще в советские времена) передавал во временное пользование одну из своих ракетоносных атомных лодок 670-го проекта.

И еще стоит напомнить, что строительство атомных лодок проекта 971 в свое время велось в Северодвинске и в Комсомольске-на-Амуре. Всего планировалось построить 25 таких подлодок: 12 в Северодвинске и 13 - на Дальнем Востоке. Однако до 1991 года сумели заложить лишь 19 лодок. Из них к настоящему времени построено всего 14 АПЛ данного проекта. Некоторые из них давно уже нуждаются в среднем ремонте. Не будет такового, атомные лодки, едва отслужившие половину своего срока, придется отправлять на утилизацию.

Олег АНДРЕЕВ