45 лет назад на советском флоте произошла первая крупная радиационная авария
Впрочем, такой подзаголовок будет не совсем точен, если не оговорить, что в данном случае имеется в виду под аварией. Если вести речь о ЧП с выбросом или утечкой радиации, то такие случаи происходили, к несчастью, и до 4 июля 1961 года: парогенераторы первых наших АПЛ надежностью не отличались и частенько «текли». Если же подразумевать, что произошедшее тогда в реакторном отсеке подлодки К-19 впервые повлекло за собой не единичные (такие тоже уже случались), а крупные человеческие потери, в этом смысле авария действительно была первой. И по возможным последствиям, до каких, слава богу, дело не дошло, она и в самом деле могла сдетонировать уже настоящую катастрофу - мировую. И это правда.КТО ДАЛ первому нашему атомному подводному ракетоносцу жутковатое прозвище Хиросима, неизвестно. Доводилось слышать разные версии - военные моряки или судоремонтники, но все сходились в одном: так К-19 стали называть после тяжелой радиационной аварии в июле 1961 года. Она была далеко не единственной - за подлодкой и в самом деле всю ее долгую жизнь тянулся длинный шлейф ЧП и аварий. Причем эти несчастья начались еще до того, как корабль «окрестили» по общеизвестной традиции, - брошенная бутылка шампанского, ударившись о борт, не разбилась... А сколько же их было всего?По черному счетуВ свое время я пытался подсчитать. Получился длинный список, хотя, думаю, он все же неполный: со временем что-то да и выясняется еще, и мой черный счет «Хиросимы» может увеличиться...Первое крупное ЧП произошло, когда К-19 (заказ № 901) стояла еще в цехе 50 Севмашпредприятия. По разгильдяйству на строящемся корабле совместили несовместимое: сварочные работы и работы по покраске и гуммировке. Произошел пожар. Сколько тогда погибло заводчан, точно не скажу; два или три человека - мне говорили разное.Вторая аварийная ситуация. На испытаниях в 1960 году из-за несогласованности сдаточной команды и экипажа офицер-оператор самовольно опробовал системы управления компенсирующими решетками. В результате «посадил» решетку так, что для устранения последствий пришлось вскрывать крышку реактора, выгружать ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы), заменять сборку реактора, а для этого вскрыть легкий и прочный корпус лодки, демонтировать множество систем. Итого убытков на 34 млн рублей.Тогда же и третье ЧП. Когда стали снимать крышку реактора, обнаружили в графитовой смазке на резьбе шпилек... жуков, черных, очень твердых на ощупь, 10-15 мм длиной...Был ли эпизод с живыми (!) насекомыми, обитавшими в ядерном реакторе, дурным знаком, но на ходовых испытаниях летом 1960 года последовали очередные неприятности. Во-первых, К-19 лишилась большой части резинового покрытия легкого корпуса - его сорвало при работе на глубине полным ходом. Второй случай вообще грозил вылиться в катастрофу: при погружении на предельные 300 метров в реакторный отсек стала интенсивно просачиваться вода. При аварийном всплытии обозначились еще несколько проблем с потерей хода и остойчивости. Все же подлодка массой более 5 тысяч тонн пробкой вылетела на поверхность, чудом не протаранив сторожевой корабль, который обеспечивал ее испытания...Первый пуск ракеты с бортаК-19 также был неудачен - ракета упала невдалеке от подлодки.Далее. Сразу же после подписания приемо-сдаточного акта опять-таки из-за самовольных действий экипажа «сгорели» подшипники вспомогательного насоса первого контура. Заводчанам без вскрытия прочного корпуса каким-то чудом удалось протащить в отсек и смонтировать новый насос.Заказ № 901 много раз оказывался в центре взаимных обвинений военных моряков и заводчан в незнании корабля и неумении управлять им. В результате головы, надо сказать, летели как у тех, так и у других... К слову, мне довелось разговаривать с одним из бывших командиров К-19 - контр-адмиралом Ю.Ф. Бекетовым. За пять лет его командования невезучей лодкой на ней не стряслось ни одного ЧП или аварии. Естественно, не было и пострадавших. Так вот, сам Юрий Флорианович склонен считать, что в большинстве случаев причина морских катастроф не столько в технических несовершенствах кораблей, сколько в недостаточной выучке экипажей...А потом пошли флотские ЧП...4 июля 1961 года радиационная авария в Северной Атлантике: упало давление в первом контуре реактора, заклинило насосы, прекратилась циркуляция теплоносителя. Все это грозило, образно говоря, тем, что стряслось в Чернобыле 25 лет спустя. Тогда моряки смонтировали нештатную систему охлаждения, предотвратили тепловой взрыв, но и сами получили сверхлетальную дозу облучения.15 ноября 1969 года в полигоне у Териберки К-19 столкнулась с американской АПЛ «Gato». Обе лодки получили повреждения.27 февраля 1972 года в Северной Атлантике пожар на борту, погибли 28 человек.Уже после ремонта в Северо-двинске пожар на входе в Гаджиево...На американский ладПолнометражный художественный фильм о «Хиросиме» в 2003 году сняли американцы. В нашем прокате он назывался «К-19. Оставляющая вдов». Картину еще только снимали, а разговоров вокруг нее ходило множество, в том числе и среди ветеранов подплава. Еще бы, экранную версию тяжелейшей аварии на советском атомном флоте готовили американцы - извечные противники в океане, к тому же печально известные умельцы переделывать на свой узкий кругозор русскую историю. К тому же фильм сняла... женщина - режиссер Кэтрин Бигелоу. «А уж чего эти бабы смыслят в подводном флоте?!» - так судачили предвзятые противники. И вот в феврале 2003-го состоялась всероссийская премьера...Мои впечатления от фильма: бесспорно, прекрасная работа операторов и художника-постановщика. По части операторского мастерства американцы всегда опережали нас лет на пятнадцать-двадцать. У них и сейчас высшая школа, и это еще раз подтверждено. Не подлежит сомнению профессионализм исполнителя главной роли. Здесь Харрисон Форд подтвердил свою репутацию: за слабые сценарии он никогда не брался, поэтому у него нет ни слабых ролей, ни слабых картин, и в этом фильме ему было что играть. В остальном есть поводы для разных оценок. Но так и должно быть: сколько людей, столько и мнений.Знаю, кому-то не понравились некоторые вымышленные сцены. Имеется также масса казусов, порой смехотворных: американский сонар вместо русского эхолота, наш Северодвинск на... Кольском полуострове и так далее. Ряд оплошностей ассистентов режиссера буквально режет глаз... Неточностей, несоответствий, вообще поводов для критики тертый флотский специалист отыщет в фильме немало. Признаться, меня подобные кинематографические ляпы тоже всегда задевают за живое, и в данном случае, полагаю, они также снижают достоинство картины. Но гораздо больше меня обидело и заставило задуматься совсем другое... Тем, кто смотрел фильм только из желания отыскать в нем «блох», настоятельно советую приберечь свой критический запал и прежде задаться вопросом: почему картину, прославляющую подвиг русских моряков, сняли американские, а не наши кинематографисты? Почему тема русского патриотизма, русского подвига в современном нашем кинематографе забыта и нет ли здесь умысла и закономерности?Ошибок на целый флотПоследнее, о чем не хотелось бы, но все же приходится писать. Аварии на АПЛ К-19 уже 45 лет, да и небезызвестная пора сплошной секретности давно миновала. Но до сих пор в материалах о «Хиросиме» журналисты даже солидных изданий то и дело грешат досадными ошибками и неточностями...Взять хотя бы последний пример, что называется, самый свежий. Газета «Известия» 4 июля этого года опубликовала о вышеупомянутых событиях полосный материал «Плавучая «Хиросима» капитана Затеева». И в первых же трех абзацах авторы Александр Никишин и Дмитрий Литовкин допускают три если не фактические ошибки, то явные небрежности точно.«Спуская на воду К-19, Советский Союз отвечал на вызов США, уже имевших на вооружении подводный атомоход «Наутилус» и атомную подводную лодку «Джордж Вашингтон», - пишется в статье...Господа, практически в любом справочнике по флотам мира вы можете прочесть, что к моменту спуска на воду К-19, а это 11 октября 1959 года, США уже имели в действующем составе своего флота, помимо «Наутилуса» и «Джорджа Вашингтона», по меньшей мере, еще 7 атомных подлодок: четыре - класса «Scate», головную - класса «Scipjack», а также две АПЛ единичных проектов: «Triton» и «Seawolf»...Далее. Здесь же авторы утверждают, что 4 июля 1961 года «К-19 пережила самую большую трагедию»... А как же авария 24 февраля 1972 года, когда на этой же лодке погибли 28 человек?Наконец, «Плавучая Хиросима», повидавшая за всю жизнь столько аварий, сколько не набралось бы на целый флот»... Зачем же так масштабно, господа? На биографию злосчастной К-19 и в самом деле приходится много ЧП и аварий, но, чтобы их набралось на целый флот, это, простите, явный перебор. Опять же, поднимите справочник по аварийности на наших флотах - сегодня это открытое издание - и убедитесь в своем заблуждении.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!