Корабельная сторона
Номер от 4 июля 2006 г.

Холдинг русский, а результат китайский?
Президент России недоволен нерасторопностью в реформировании оборонно-промышленного комплекса

По словам президента России Владимира Путина, сегодня ОПК не гарантирует выполнение задач по обеспечению наших военных современным вооружением, а в ряде отраслей, в том числе в судостроении, до сих пор нет стратегии развития и реформирования. К тому же при общей положительной экономической динамике в стране процессы технологического перевооружения армии и флота еще слабо набирают обороты.

В связи с этим президент потребовал от правительства завершить разработку программы развития ОПК в третьем квартале этого года, а ее финансирование предусмотреть уже в 2007 году. Он же предложил ввести в классификацию расходов бюджета новый раздел - «модернизация Вооруженных сил». Сказано все это было на последнем заседании Совета безопасности...

Эксперты сразу же отметили, что эти высказывания президента могут послужить толчком к началу консолидации судостроительной отрасли и заявленные государством планы по построению холдингов могут в скором времени реализоваться. Тем паче правительству уже дано конкретное по срокам поручение...

Что же касается идеи создания холдингов в судостроении, то специалисты вновь заговорили о ней после назначения министра обороны, вице-премьера Сергея Иванова главой Военно-промышленной комиссии. Напомним, в настоящее время готовится к подписанию государственная программа вооружения, рассчитанная до 2015 года. Общий объем финансирования ее - около 5 трлн рублей. Она предусматривает увеличение в 1,5 раза объемов постройки военных кораблей. Исключительно все признают, что при сегодняшнем состоянии отрасль не способна выполнить такой заказ.

Чиновники видят выход в создании интегрированных структур, которые якобы объединят разрозненные сегодня предприятия. При этом планируется разделить холдинги по специализации - на «надводное» и «подводное» судостроение. Здесь нужно заметить, что в «подводном» судостроении все крупные и передовые предприятия пока находятся в руках государства, а для создания «надводного» холдинга государству необходимо будет договариваться с частными собственниками, например, двух ведущих питерских кораблестроительных предприятий - «Балтийского завода» и «Северной верфи».

К слову, любопытные цифры. На экспорте надводных кораблей в 2004-2005 годах Россия заработала 9 млрд долларов, а на экспорте подлодок - 7 млрд долларов. Однако эксперты Центра анализа стратегий и технологий отмечают: в 2005 году внутренний оборонный заказ стал более значимым, нежели экспорт. Впервые с 2001 года кораблестроение стало лидером военно-промышленного комплекса, оттеснив на второе место авиастроение. Пример: занимающая ведущие позиции частная «Северная верфь» заработала в 2005 году почти всю свою выручку в 12,5 млрд рублей на военных заказах.

Впрочем, дело не только в военном кораблестроении, но и в гражданском. Действительно, хотя основная цель создания интегрированной структуры в судостроении - выполнение оборонного заказа, чиновники Роспрома заявляют: повышение эффективности работы предприятий отрасли скажется и на гражданском судостроении, которое, являясь капиталоемким производством, также нуждается в масштабных инвестициях. В настоящее время мировой рынок гражданского судостроения, как известно, захвачен демпингующими китайцами и корейцами, а интеграция судостроительных предприятий якобы позволит создать определенные предпосылки для конкуренции с ними.

Правда, со стратегией своего участия в кораблестроительной отрасли государство пока не определилось. Поэтому о конкретных сроках создания холдинга «надводного» судостроения чиновники высказываются очень осторожно. Например, «RBC Daily» со ссылкой на свой источник в Роспроме утверждает, что «создание интегрированных структур в судостроении и реализация программы развития ОПК идут параллельно, но вряд ли сроки их завершения можно увязать друг с другом». Если в авиации подобное объединение длилось 2,5 года, в судостроении вряд ли этот процесс окажется более быстрым и его удастся завершить к 2007 году.

Есть и сомнения иного порядка. Ряд наблюдателей все же сомневаются в экономической обоснованности планов результативно объединить военное и гражданское направления в единой отрасли. Так, по мнению директора проектов «Sea News» Алексея Безбородова, государство, бросившись осваивать оборонный заказ, окажется несостоятельным в гражданском секторе. «Военное и гражданское судостроение - совершенно разный бизнес, как производство джипов и танков, - отмечает он. - Объединив их, государство рискует лишь усугубить проблему, потому что от госуправленцев эффективных решений ждать не стоит. Те же китайцы, например, выстроили свою стратегию на дешевой рабочей силе и импорте технологий, а российские чиновники, скорее всего, будут отстаивать устаревшие наработки, и в конечном итоге такое объединение не принесет желаемых результатов».

Олег АНДРЕЕВ