Корабельная сторона
Номер от 20 июня 2006 г.

«Завтрашние заботы»
По этой повести Виктора Конецкого в Архангельске снимается фильм. Если быть точным, это уже третья попытка экранизировать одну из первых и, на мой взгляд, одну из самых удачных повестей писателя. В 1963-м на «Ленфильме» режиссеры Б. Метальников и Г. Аронов сняли одноименную картину, а в 1984-м на Ленинградском телевидении за постановку под названием «Перегон» взялся О. Рябоконь.

К сожалению, ни тот, ни другой фильм явлением нашего кинематографа не стали и зрительского признания не снискали.

КСТАТИ, вся фильмография Виктора Конецкого умещается на одной страничке. Самая известная киноработа, где писатель выступил сценаристом в соавторстве со знаменитым драматургом Алексеем Каплером, - комедия «Полосатый рейс» (1961). Потом был «Путь к причалу» (1962). В 1963-м вышло сразу два фильма по его повести «Если позовет товарищ», причем за телевизионную версию брался сам Георгий Товстоногов. В 1965-м снова блистательная комедия - «Тридцать три». А дальше, вплоть до последнего времени - редкие и, скажем так, отдельные работы. Что мне и до сей поры непонятно, даже удивительно: Конецкого экранизировали очень мало. И это при наличии большого творческого наследия, всегда многообещающей на отклик морской темы и удивительной кинематографичности того, о чем рассказывал писатель!

Третья попытка

Всю прошлую неделю в Архангельске работала выездная группа «Мосфильма». Под руководством режиссера Александра Аравина она снимала «архангельские» сцены и эпизоды «Завтрашних забот». Говорят, съемки будут продолжаться до конца июня. Это значит, что облик некоторых домов, в основном из старого жилфонда, немного изменится, автомобилистов ждут временно перекрытые улицы, а случайным зевакам можно будет поглазеть на сцены городской жизни времен 50-х годов прошлого века.

На сей раз повесть Виктора Конецкого переложил на свой сценарий Андрей Дмитриев. Ведущий оператор фильма - Виктор Новожилов. Главные роли играют актеры Александр Лазарев, Дмитрий Ульянов и Анастасия Аравина (дочь режиссера). В картине также заняты Петр Зайченко, Андрей Белый и другие. Примерный бюджет фильма - 1 млн рублей. Выход картины - если не конец этого года, то начало 2007-го.

В основе «Завтрашних забот» - повести для Виктора Конецкого во многом автобиографической - в сущности простая история... Два молодых капитана, два друга влюблены в одну женщину, и оттого возникает известный «треугольник». Капитаны затем идут по Севморпути - это тысячи миль вдоль полярного фасада Союза, они перегоняют новые сейнеры из Петрозаводска на Дальний Восток - опасное плавание, тяжелая работа и долгое мучительное испытание для всех троих. Финал повести далек от киношного американского...

- Мой герой - неординарный, ищущий, стоящий на перепутье, - рассказывает исполнитель главной роли актер Дмитрий Ульянов. - Он умеет любить, умеет дружить, но не умеет вести себя с женщинами, не умеет что-то нужное сказать вовремя и не понимает этого. В итоге мой герой теряет и своего друга, и возлюбленную...

Много пожаров и развалин

Архангельск лета 1955-го - как раз то место, где складывается упомянутый «треугольник». Так называемые «квартирные сцены», как выяснилось, уже сняты в Москве, а в нашем областном центре съемочная группа добирает «местную натуру». Например, сцену размолвки друзей снимали у деревянного Соломбальского моста, ведущего в Кемский поселок, а сцену на входе в памятный многим морским волкам архангельский ресторан «Интурист» - на крыльце здания... областной Федерации профсоюзов.

«С поиском старого Архангельска у нас возникли большие проблемы», - признался режиссер, и во многом его можно понять: к нынешнему дню временем и стараниями градоначальников стерлось многое своеобразное из, казалось бы, вечного облика города на Северной Двине: заставленные кораблями рейды, суета у пристаней, деревянные дома с затейливыми мезонинами, скрип дощатых тротуаров, громкозвучный накат трамваев...

- Сказать честно, - говорит Дмитрий Ульянов, - я немного разочарован. - Много слышал об Архангельске и ожидал большей архитектурной истории на улицах, ведь она создает лицо города. Впрочем, это общая беда российских городов...

Его поддержал актер Александр Лазарев:

- Красивый старый русский город, но уж слишком много у вас пожаров и развалин. Это огорчает...

Однако проблемы у творческой группы, думается, не только в подборе надлежащей городской архитектуры 1955-го года. Представители творческой группы заявили - при съемках фильма будут использовать не только здания и улицы областного центра, но и технику того времени. Со зданиями вопрос, в общем-то, понятный, хотя и не без труда, но решаемый, а вот с техникой...

Автомобили 50-х нынче раритет, трамвай на улицу не выкатишь - в Архангельске уже и рельсы-шпалы повыкапывали. Еще сложнее с кораблями. Где сейчас отыщешь малый рыболовецкий сейнер типа МРС-80 петрозаводской постройки? Где найти чадящие «густым перекрученным дымом» пароходы с высокой трубой, тем паче двухтрубный «Микоян» - ледокол «с округлыми, бочоночными боками, с портиками наблюдательных вышек на крыльях мостика»?! А ведь у кораблей 50-х настолько специфический облик, что любая подмена в стиле «а ля» будет резать глаз и сердце моряку.

Задача 4-го класса

Перегон сейнеров на Дальний Восток - основной фон происходящего в повести, людям думающим будет интересен как исторический факт. Основные места действия: Петрозаводск, так сказать, «пункт А», наш Архангельск, далее - восточный сектор Севморпути - самый тяжелый на перегоне и дальше - злобно штормящее Берингово море.

«Перегон - это чаще всего караванное плавание, - объясняет матери главный герой, чтобы унять ее тревогу. - Катится по морю целая гоп-компания разных судов. Единственная задача - пройти от пункта А в пункт Б. Все. Как в четвертом классе. Ни груза в трюмах, никаких других задач...»

К тому времени, как я впервые прочел «Завтрашние заботы», мне уже довелось бывать восточнее пролива Вилькицкого, и здесь наше судно крепко зажимало. Лесовоз с корпусом ледового класса «УЛ» страдальчески скрипел, бычился своими 6 тысячами лошадиных сил и напор держал. В повести в такой же обстановке оказываются МРСы - шестнадцать метров в длину, пять в ширину, а в дизеле 80 «лошадей», в общем, сейнера-малютки... У них, как пишет Конецкий, «обшивка толщиной в ноготь» и район плавания - 20 миль от защищенного порта. А они идут-пыжатся за ледоколом в дальней Арктике...

Многое из нашей морской истории сегодня позабыто: что-то размылось случайно, а что-то стерли с умыслом, особенно в последние пятнадцать лет. Вот так и с перегонами промыслового новостроя по Севморпути, о которых писал Виктор Конецкий. Иные переписчики истории называют их безумием, мол, вот ведь до чего додумалось тогдашнее правительство!

Что тут скажешь? Арктика - особая сфера планеты, и безумием можно назвать любое начинание здесь, со времен первопроходцев и по день сегодняшний. И потом, еще неизвестно, каким словом через полвека назовут наши потомки все то, что творится с Россией сейчас...

В 50-х прошлого века перегоны по Севморпути подвигом уже не считались, а считались трудной работой. К слову, в этом тоже есть повод, чтобы задуматься, насколько крепким, работящим и нравственно сильным был в ту пору не только моряк, а и большинство нашего народа.

Иначе и не сказать

Наш художественный кинематограф никогда не был щедрым на фильмы о Русском Севере, тем паче о Севморпути и Арктике. Среди того, что уже снято, оказалось немало серого, а порой откровенно бестолкового. Мне кажется, беда эта не столько из-за посредственного владения темой, сколько из-за нехватки у авторов нужной эмоциональной струны - исходный материал ими не был пережит и прочувствован.

Виктор Конецкий - писатель точный в определениях, чего бы они ни касались: зыбкого океана или твердой суши, корабельного устава или житейского случая. Причем обрисовать он мог двумя предложениями, а то и двумя-тремя фразами...

Вот лег мне на память фрагментик из «Завтрашних забот»... «Лиловая блеклая ночь скользила над Онегой. Беззвучная и светлая, дремала вода. И озеро будто прикрыло глаза и дышало чуть приметно и покойно. Пахло свежей рыбой и крапивой... Озеро тоже молчало. Оно совсем онемело в этот лиловый ночной час. И даже ветер теребил его беззвучно, как вату».

Кто вглядывался в Карелию, подтвердит - июньские ночи над Онежским озером действительно немы, и непременно лиловые и блеклые, и дышит озеро и вправду чуть приметно и покойно, и ветерок его и в самом деле теребит так беззвучно, как вату, - иначе и не сказать...

Те же, кто ходил в море выше 70-й параллели и на Арктику смотрел не стылыми глазами, обязательно согласятся с писателем в том, что лед за бортами может «бормотать, жаловаться», даже «всхлипывать», а у льдин могут быть «мокрые зеленые животы», что штормовая «зыбь горбатая и зеленая», а корабли на ней «подхалимски кланяются волнам, на миг застыв в нерешительности» при «судорожных вздрагиваниях палубы»...

Вот так же сжат, поэтичен и правдив Виктор Конецкий не только в описании окружающего, но и всего остального - мыслей, слов и поступков... Отчего? От того, что все, излившееся строками повести, сначала миновало его закоулки сердечные, причем не раз, а потому там и осталось, отпечаталось, зарубцевалось.

Таких же живых и запоминающихся эмоций, а также и трепетного отношения к повести Виктора Конецкого хочется пожелать главным действующим лицам на съемочной площадке «Завтрашних забот».

Олег ХИМАНЫЧ