Корабельная сторона
Номер от 20 июня 2006 г.

Служит в базе «зверобой»
У корабля деревянный корпус, устаревшая архитектура и небольшая скорость - всего 8 узлов, да и то в хорошую погоду. Зато на его борту собралась удивительная команда - сплоченная, профессиональная и преданная однажды выбранному делу.

ПОЛВЕКА назад морская держава Советский Союз стремительно завоевывала Мировой океан. Рос флот боевых кораблей, а вместе с ним рос и флот вспомогательный. В него входили и суда размагничивания - СР. Таковых поначалу в достаточном количестве не было, и тогда возникла мысль переоборудовать под них промысловые шхуны, имевшие деревянные, немагнитные корпуса. Своих судостроительных мощностей в стране не хватало, и потому решили сделать заказ финским корабелам - известным мастерам.

Выбор проекта финской зверобойной шхуны не был случаен - размеры небольшие, хорошая маневренность, корпус немагнитный и легкий, корабль может брать груз, есть объемы для размещения специального оборудования... Его и смонтировали на судах финской постройки, когда те прибыли в Советский Союз. Все четыре наших флота получили тогда «деревянные» СР. Но на сегодняшний день в строю остался только один СР-61, который служит на Беломорской ВМБ.

Как рассказал командир корабля капитан III ранга А.С. Изотов, он может положиться не только на экипаж, но и на само судно.

СР-61 - корабль небольшой и небыстрый: длина метров 40, в ширину - 10, запасов для автономного плавания у него всего на 10 суток. Строилась шхуна для промысла в районе Гренландии, то есть для работы в холодном климате. Строили его на совесть, причем использовались технологии, которые применялись еще в пору Петра... Особенность конструктивного строения корпуса такова, что при сжатии льды «выталкивают» судно наверх, вдоль ватерлинии - ледовый пояс, который защищает обшивку от ударов льда. Кстати, при постройке шхуны использовались разные породы дерева: ель, сосна, дуб... На судне работает уникальное оборудование. Например, немецкий двигатель - со дня постройки его еще ни разу капитально не ремонтировали, так же и деревянный корпус. Финны, конечно, выполнили советский заказ на пять с плюсом...

- У каждого корабля есть свой характер, свой нрав, - говорит Александр Сергеевич. - Он закладывается еще на стапелях и потом оттачивается в течение всей жизни. Мы знаем и технические особенности, и даже голос двигателя в той или иной ситуации - это все, конечно, приходит с опытом. Чтобы быть настоящим моряком, надо обладать многими качествами и, конечно, любить море...

Среди членов команды есть старожилы. Так, боцман Александр Опякин работает здесь более 30 лет. Он считает судно своим родным домом и говорит, что, видно, судьба у корабля такая - собирать на своем борту только хороших моряков.

- Мне везло и на командиров, и на друзей, - делится Александр Алексеевич. - Я ступаю на борт, зная, что получу удовлетворение не только от своего труда, но и от общения с сослуживцами.

За годы специалисты СР-61 участвовали во многих операциях, но наиболее интересной, по словам командира, оказалась работа с иностранными кораблями.

- Мы размагничивали индийские подводные лодки, - говорит он. - Они нашего проекта - «Варшавянки». Больше запомнилась работа иноземных командиров и моряков. Могу однозначно сказать, что выучка у наших лучше. Они быстрее ориентируются в обстановке, справляются с задачами организованнее, спокойнее.

Во время операции по размагничиванию, по словам командира, приходится рассчитывать не только работу бортовых комплексов. Особое внимание уделяется маневрированию, потому что район работы небольшой по площади, и, чтобы избежать нештатных ситуаций, необходимо держать под контролем морскую и навигационную обстановку и тем самым создать хорошие условия для выполнения всех этапов по размагничиванию.

Побывав на старом корабле, мы убедились в том, что давным-давно несостоявшийся финский «зверобой» сегодня в надежных руках российских моряков. Традиции, заложенные еще первым поколением экипажа, сохраняются и сегодня.

Яна ПОТАПОВА