Корабельная сторона
Номер от 13 июня 2006 г.

Иванову нужен холдинг или... переполох
Министерство обороны имеет претензии к питерским корабелам. Речь в данном случае идет о «Северной верфи» и Балтийском судостроительном заводе. Претензии касаются качества и сроков выполнения государственного оборонного заказа. Причем появились они не только у военных, но и у Министерства экономического развития и торговли по заказам гражданского судостроения.

НА ПРОШЛОЙ неделе на совещании у президента России министр обороны Сергей Иванов сделал заявление о том, что «У министерств есть вопросы к работе этих верфей». Эти предприятия, по мнению Иванова, получают значительные финансовые ресурсы, «но с точки зрения качества и сроков выполнения и гособоронзаказа, и гражданского судостроения есть негативные, беспокоящие нас вопросы». Обозреватели расценили эту фразу как недовольство Москвы работой главного акционера этих заводов - ЗАО «Объединенная Промышленная Корпорация» (ОПК).

Первым на критику сверху отреагировали руководители питерских предприятий. Генеральный директор «Северной верфи» Александр Бузаков воспользовался началом Морской коллегии в Санкт-Петербурге и намекнул на неосведомленность министра: «Завод надеется, что наконец будет остро поставлен вопрос о постоянных срывах финансирования государственных заказов. Недофинансирование приводит к тому, что сроки сдачи кораблей сдвигаются, а их достройку заводам приходится финансировать за счет собственных средств и средств акционеров. Эти вопросы уже неодно-кратно поднимались предприятием...» Выходит, Иванов недоволен, а виновник-то он сам?

На «Северной верфи» по заказу Министерства обороны сегодня строится и ремонтируется 9 кораблей. Однако из них только головной корвет проекта 20380 финансируется в полном объеме. Для выполнения же контрактных сроков только по серийным корветам на 2007 год необходимы объемы финансирования не менее 5,5 млрд рублей при планируемом объеме всего в 650 млн рублей. Это менее требуемого почти в 10 раз.

Своего коллегу поддержал и второй «виновник» - генеральный директор ОАО «Балтийский завод» Валерий Левченко. Он отметил, что с момента подписания контракта на достройку атомного ледокола «50 лет Победы», а это было в 2003 году, Балтийский завод неоднократно ставил на самом высоком уровне вопрос об обеспечении планомерного и достаточного финансирования этого проекта. На сегодняшний день заказчик согласился выделить дополнительные средства в размере 577,7 млн рублей, но соответствующее соглашение до сих пор не заключил, а это ставит под угрозу сдачу ледокола-долгостроя в нынешнем году.

Понимая важность выполнения ледокола «50 лет Победы», руководство «Балтийского завода» привлекает заемные средства и продолжает строительство ледокола, но государство ходит у завода в должниках. На предприятии неоднократно проходили проверки Счетной палаты, территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, экспертной рабочей группы Минтранса, Генпрокуратуры, и ни разу не было установлено фактов нарушения порядка использования бюджетных средств.

Думается, ситуация, которая сложилась накануне Морской коллегии в Санкт-Петербурге, имеет свою «высокую подоплеку».

Что греха таить, сегодня в министерствах и ведомствах идет острая борьба за то, кому же достанется столь могучая промышленная отрасль, как судостроение. Не так давно президент России в своем ежегодном послании Федеральному собранию лишь упомянул, что правительству необходимо активизировать работу по созданию авиа- и судостроительного холдингов, и это стало сильным импульсом к действиям правительственных структур.

Первым заинтересованность в судостроении проявил глава Министерства промышленности и энергетики Виктор Христенко. Весной он провел ряд встреч с судостроителями в Петербурге. Ожидалось даже, что в минувшем мае он представит президенту концепцию холдинга. Однако этого не произошло, и потому осталась неослабевающая интрига.

В создании судостроительного холдинга есть много проблем. В том числе, связанных с тем, что ранее многие российские судостроительные предприятия из-за отсутствия заказов либо банкротились, либо выживали за счет частных акционеров и инвесторов. Так сложилось и с «Балтийским заводом» и «Северной верфью». Более того, у этих питерских предприятий несколько раз менялись владельцы. Наконец в августе 2005 года обе верфи обрели единого хозяина. В результате их извечная борьба за экспортные заказы прекратилась, поскольку новые владельцы установили их «специализацию» - «Балтийскому заводу» досталось гражданское судостроение, а «Северной верфи» - военное надводное. Но тут означились сложности. Ранее «Балтийский завод» построил три фрегата для ВМС Индии. Когда индийская сторона решила продолжить практику строительства, по итогам конкурса строительство этих фрегатов для многих неожиданно поручили калининградскому судостроительному заводу «Янтарь»...

Некоторые аналитики связывают вышеупомянутое публичное и жесткое высказывание Сергея Иванова с конфликтом между Минобороны и структурами, которые находятся под влиянием члена Совета федерации Сергея Пугачева, - личности, очень близкой к Кремлю. Обычно подобные споры решаются кулуарно, а здесь Министерству обороны понадобились дополнительные усилия, чтобы добиться решения своих задач. Отсюда и переполох - резкие высказывания Сергея Иванова.

Олег АНДРЕЕВ