Корабельная сторона
Номер от 4 июня 2006 г.

О вдовьей подлодке и многом другом...
Вряд ли на земном шаре есть еще такой город, как Северодвинск, вклад которого в создание мирового подводного флота был бы столь велик. Северодвинский историк, член Союза писателей России Олег Химаныч знает это очень хорошо. И написал о городе-верфи две книги - «Третья Цусима» и «Сталинский «бандит» в Молотовске», которые вышли в 2000 и 2004 годах.

ОДНАКО история Северодвинска изучена еще недостаточно. Например, когда и зачем на Севмашпредприятие, которое поначалу предназначалось для строительства надводных кораблей, пришла первая подводная лодка? На этот вопрос никто ответить Химанычу не мог. Он поставил перед собой задачу восполнить пробел в истории родного города. И нашел необходимые документы, из которых следует, что первыми в порту ошвартовались в июле - августе 1941 года крейсерские подлодки с Балтики

К-23 и К-21. Второй из них командовал впоследствии знаменитый Николай Александрович Лунин. Его лодка стоит теперь как памятник в Североморске.

О первых северодвинских лодках, о больших делах «малюток», о вдовьей подводной лодке «Месть» (она построена во время войны на средства вдов погибших моряков), о том, как морякам Л-20 удалось вытащить корабль на поверхность после повреждения и провала на за-предельную глубину, о создании лодки для океанского флота - об этом и многом другом Олег Химаныч написал в только что вышедшей в Онежской типографии третьей своей книге - «Подлодки из Северодвинска. Пролог». Издана эта работа на средства Межрегионального профсоюза работников судостроения и судоремонта тиражом в 1000 экземпляров.

Минные заградители Л-20 и

Л-22 - головной и серийный корабли завода - стали первыми подлодками, сданными Севмашем флоту. Было это в августе -сентябре 1942 года. Государственные испытания проходили в Белом море. Автору удалось установить некоторые имена строителей. Но... «Другие бригадиры, тем паче рядовые рабочие, к сожалению, так и остались безвестными. И это прискорбный пример того, как неотвратимо обезличивается наша не столь уж давняя история».

Знающие Олега Химаныча люди уверены: он все сделает для того, чтобы прискорбных примеров в истории военного и послевоенного кораблестроения нашей страны было как можно меньше. Как и раньше, он будет первооткрывателем в теме, которая давно стала его любовью и болью.

Сергей ДОМОРОЩЕНОВ