Корабельная сторона
Номер от 4 июня 2006 г.

Стапеля Юрия Трофимова
Главной чертой руководителя он считает обязательность. Осенью 1958 года помощник директора Севмашпредприятия по кадрам Борис Михайлович Аристидов впервые совершил неблизкий вояж в город Владивосток. Главному кадровику предстояло выбрать тридцать инженеров-механиков из числа выпускников высшего мореходного училища.

- АРИСТИДОВ поначалу говорил больше намеками, толком не объяснил, что за город Северодвинск и что делает завод. И мы колебались, - замечает Юрий Андреевич. Более конкретно все объяснил преподаватель военной кафедры: «Это бывший Молотовск, я там служил. Климат похуже, чем у нас, но завод новый, город вполне приличный и заработки хорошие...» После чего все бросились записываться. Оформив договора, наш вербовщик обронил фразу: «Кому нужны подъемные (а кому они не нужны?), подойдите ко мне...» Пять тысяч казались деньгами огромными. По тем временам это и в самом деле была весьма приличная сумма. Бывшие «мореходы»толпой ходили по магазинам, щеголяли новыми рубашками, костюмами, модными ботинками. Ехали всей гурьбой счастливые и довольные, вырвавшись из объятий курсантских кубриков, испытывая радостное чувство свободы.

Для него же та дорога памятна еще одним незабываемым событием. В этом же поезде ехала Элла, студентка Московского технологического института, знакомая одного из бывших курсантов, возвращающаяся на учебу из родного города Арсеньева. «Чтобы не было ей скучно в другом вагоне, он и привел ее к нам. Поначалу не обратили друг на друга никакого внимания. А на Урале, когда пересекали границу Европа - Азия, мы с ней устроили что-то вроде помолвки».

Невесте предстояло доучиваться. Любовные письма между Москвой и Северодвинском летали еще почти полгода, прежде чем они стали мужем и женой. Свадьбу сыграли январским днем, когда невеста примчалась в Северодвинск на зимние каникулы.

Молодого инженера направили на спецучасток ВВД и холодильных установок. Работа - на всех заказах. Давно подмечено, что судьба любого человека, делающего первые шаги на производстве, во многом зависит от того, кто будет его наставником. Участком руководил Василий Иванович Слузов, в войну командовавший торпедным катером. От него молодой специалист учился требовательности. В числе первых учителей он называет также Петра Заостровского, Фарида Галеева.

«Еще на дизельных лодках проекта 629 благодаря им я пролез все шестнадцать топливно-балластных цистерн. Ад кромешный, грязно, темно, тесно, но понял: чтобы знать все свои системы, надо все пощупать своими руками».

В начале шестидесятых он стал начальником участка.

Не секрет, что у многих руководителей желания брать на работу молодых рабочих не было. «Учи его, отпуска на экзамены давай, во вторую смену не ставь, как женится, жилье хлопочи, а отдача еще когда-то будет». На участке Трофимова было все наоборот. От молодых никогда не отказывался, считая, что все хлопоты и моральные затраты со временем окупятся. Очень охотно брал на работу ребят, приезжавших на завод после армии. (Они не только до девчат охочи, но и до работы тоже.)

- Учеба у нас всячески приветствовалась, - вспоминает бывший комсорг участка Василий Пушкин. - Еще задолго до начала учебного года начальник требовал, чтобы я знал, кто и где будет учиться. И кто охотно, кто после уговоров, но учились почти все; ребят, не имеющих среднего образования, почти не было. Я и сам в то время окончил техникум, а потом и институт...

В середине шестидесятых Трофимов шагнул на следующую ступеньку должностной лестницы. Подчиненный ему коллектив второй позиции и по номенклатуре работ, и по количеству работающих казался огромным. Тридцать два производственных мастера, шесть старших. И корпусно-сварочные работы, и проверочные, трюмные системы, и главная машина - все на одном участке. «Правда, потом главную машину выделили в самостоятельный участок, - рассказывает Трофимов. - За один год сдали шесть заказов. С удовольствием вспоминаю тех, с кем трудился бок о бок: это в первую очередь старшие мастера Леонид Белобородов, Николай Царев, Василий Кабеев, Петр Заостровский, Фарид Галлеев, а также Игорь Маньковский, Владимир Вершинин, Леонид Сверлов, Геннадий Евтюков.

В тот год хороший урок преподал мне строитель Александр Белопольский. Раза два я пропустил проводимую им проверку, потом обещал зайти и не зашел. Вот он как-то и ухватил меня вечером на лесах: «Давай зайдем ненадолго, побеседуем». И рассказал, как он учился, как привыкал к производству. А беседа закончилась словами: «Главной чертой руководителя должна быть обязательность. Если с кем-то договорился, никогда не пропускай встречу. Раз пообещал, надо обязательно выполнить; если что-то не получается, приди и доложи».

Начало шестидесятых годов на Севмаше ознаменовалось заметным улучшением культуры производства. В цехах меняли остекление, переделывали полы, крыши красили, белили. Тогда опять же в числе пионеров этого движения упоминался и коллектив Юрия Трофимов.

- Да, было дело, - вспоминает Юрий Андреевич. - Началось все с пустяка. Для проведения утреннего развода нашей второй позиции отводилась площадка на подошве дока между двумя инженерными корпусами. Мебель - несколько черных скамеек, старый, побитый, обшарпанный стол. Все облагородили очень быстро. Свои умельцы, нарисовали эскизы, сделали решетчатые скамьи, легкие, изящные столы, покрытые пластиком. С ДИТРом договорились, раз в месяц проводили там очень интересные вечера отдыха. В конечном счете это меня и погубило... избрали заместителем председателя заводского профкома по культурно-массовой работе. Спорт, туризм, самодеятельность, организация отдыха, библиотеки... все это тоже интересно, нужно и важно, но не мое...

Второе пришествие в родной цех состоялось через три года.

Камай сказал: «Все места начальников участка заняты, а новая должность заместителя начальника цеха пока свободна, вот туда и пойдешь».

- Два зама. Красников - по подготовке производства, я - по производству. Функции у каждого, конечно, разные, но кое в чем смыкались. Раньше, когда оба работали начальниками участков, наши интересы тоже часто пересекались и иногда заканчивались скандалами. А тут пришлось работать в одной упряжке. Цех со времени постройки никаких реконструкций не претерпевал. Пол - шашки деревянные, склады тесные, без всякого намека на механизацию. Сделать сумели многое. И мозаичные полы, и новые грузовые эстакады, кран-балки и штабелеры на складах, краны на преддоковых площадках...

В 1976 году два самых больших стапельных цеха объединяются в единое производство - завод в заводе.

- Был заместителем начальника ССП и при Пашаеве, - вспоминает Юрий Андреевич. - Несмотря на его горячий характер, работалось легко. Существовала между нами негласная договоренность. Я отвечал за производство. В этой сфере сам принимал решения, сам за них отвечал.

Потом руководителем этого огромного стапельного конгломерата довелось стать и Трофимову. Семь с половиной тысяч работающих, а близилось смутное время, начинался распад системы, пришлось решать и бытовые, и снабженческие проблемы, бороться за сохранение коллектива. Он был и последним начальником стапельно-сдаточного производства. В 1992 году оно разделилось, образовав вновь два цеха.

Почти полвека тому назад тридцать два выпускника дальневосточной мореходки приехали в Северодвинск - город, ставший для них второй малой родиной. Здесь они самоотверженно трудились, внеся в создание мощнейших кораблей свое мастерство и умение. В их числе и Юрий Андреевич Трофимов, знатный корабел Севмаша, отметивший позавчера семидесятилетний юбилей.

Александр БУРЛОВ