Корабельная сторона
Номер от 29 мая 2006 г.

«Birmingham» - дедушка всех авианосцев
«Авианосцы считаются ударной силой на всех флотах мира. Любопытно узнать, когда самолет впервые поднялся в воздух с палубы корабля? Был ли это обычный или специально приспособленный для этого корабль? Дмитрий МАЛЬКОВ».

Большинство морских историков склоняются к тому, что первым боевым кораблем, с палубы которого стартовал самолет, является американский легкий крейсер «Birmingham», построенный в 1907 году.

Через три года, в ноябре 1910-го, в носовой части крейсера была сооружена специальная взлетная площадка длиной 25,3 метра, шириной 7,3 метра, с наклоном в 5 градусов, заканчивающаяся на уровне палубы баковой части корабля. Самолет на колесном шасси типа «Кэртис» взлетел с борта крейсера «Birmingham», когда тот шел со скоростью 10 узлов.

Этот опыт положил начало испытаниям площадок и других конструкций для обеспечения взлетов и посадок на палубу кораблей. Преуспели в этом американцы, англичане и французы.

Первые авианосцы, как говорится, в чистом виде появились в 1917 году, имели водоизмещение порядка 4800 тонн, длину 130 метров, ширину 14 метров. Турбинная установка мощностью в 20600 кВт позволяла им развивать скорость до 26,6 узла. Для самообороны авианосцы поначалу вооружались артиллерией калибра 127 мм и 76 мм. На вооружении их состояли даже... торпедные аппараты. Масса первых палубных самолетов была всего 350 килограммов, размах их крыльев достигал 10 метров, а скорость... 78 километров в час.