Корабельная сторона
Номер от 29 мая 2006 г.

Первый сторож. Но не боец
Так говорят о новом корвете «Стерегущий». Две недели назад в Санкт-Петербурге на заводе «Северная верфь» был спущен на воду головной корвет «Стерегущий». Этот корабль строится по заказу ВМФ России. Событие это имело большой и положительный резонанс в нашей прессе, а вот среди военно-морских специалистов оценки его кардинально расходятся…

КОРВЕТ проекта 20380 был заложен в декабре 2001 года. Проект его разработали специалисты петербургского конструкторского бюро «Алмаз». Предполагалось, что в состав российского ВМФ корабль войдет через три года. Однако сроки сдачи не раз относились, поскольку в ходе строительства возникали, как технические, так и финансовые проблемы.

Водоизмещение корабля - порядка 2000 тонн, длина - 100 метров, ширина - 13 метров. Корвет способен развивать скорость до 27 узлов. Дальность его автономного плавания - 4000 морских миль. Экипаж (с учетом группы обслуживания вертолета) - 100 человек. При его строительстве используются технологии, позволяющие кораблю «быть невидимым» для локационных станций противника. Главное назначение корвета - патрулирование прибрежных вод, эскортные и противолодочные операций.

В 2003 и в 2005 году на питерских стапелях были заложены следующие два серийных корабля проекта – «Сообразительный» и «Бойкий». Стоимость контракта на постройку трех кораблей - около 1,8 млрд рублей. Изветно также, что первые два корабля проекта 20380 поступят на вооружение Северного и Балтийского флотов.

В церемонии спуска на воду корвета «Стерегущий» участвовал главком РФ адмирал Владимир Масорин. Он сделал важное заявление, которое затем на разные лады неделю комментировала российская пресса:

«Сегодня впервые за 15 лет спущен на воду военный корабль, спроектированный в новейшее российское время. Прежде корабли строила вся страна: от востока до запада, с севера до юга. Это были сотни предприятий. Потом это все в один раз рухнуло. И вот понадобились годы для того, чтобы создать новую кооперацию. Она еще пока несовершенна, и проблем много. Но, тем не менее она создана, и сейчас мы снова строим новые корабли. Корабли по технологии «Стелс», корабли с новым мощным вооружением. У нас были и более крупные корабли в советское время, но вооружение было меньше. Если говорить о том, сколько их будет построено, мы пока не загадываем эту цифру. Но эти корабли будут востребованы и на Балтийском море, и на Черном море, и, видимо, на Камчатке. Задач у них много. Мы сегодня стремимся к тому, чтобы военные корабли и вообще Военно-морской флот был нужен и в Мирное Время. Потому что ждать какого-то часа и расходовать на это огромные средства сегодня непозволительно. Я думаю, что эти корабли пригодятся в том числе и для энергетической безопасности нашего государства. Эту задачу мы должны будем решать».

Однако далеко не все разделяют эту оптимистичную оценку главкома. По мнению пессимистов, новый корвет, хотя и строится с применением новых технологий, все же относится к представителям так называемого «москитного флота». Иные специалисты в связи с этим даже уничижительно называют «Стерегущего» не корветом, а катером, подчеркивая, что этому кораблю явно не под силу решать задачи, провозглашенные в Морской доктрине государства. Для поддержания морского авторитета в Мировом океане требуются совсем иные корабли – крейсера, эсминцы и фрегаты дальней морской зоны, многофункциональные, лучше вооруженные, с большей автономностью. Например, как фрегат проекта 22350 «Адмирал Сергей Горшков», который, к слову, заложен на той же «Северной верфи».

Олег АНДРЕЕВ