Корабельная сторона
Номер от 16 мая 2006 г.

Прощай, краса морей!
Один из самых известных лайнеров прошлого века отправлен на слом. Речь о крупнотоннажном пассажирском пароходе «France», известном также как «Norway». Это роскошное судно появилось на свет уже в то время, когда эпоха трансокеанских лайнеров, вытесняемая пассажирской авиацией, катилась к своему закату. Лайнер «France» был спущен на воду 11 мая 1960 года и стал одним из самых красивых и грациозных лайнеров мира. Франция придавала огромное значение его строительству - президент Шарль де Голль лично курировал ход работ. По замыслу создателей, судно должно было вобрать в себя все достижения Франции, как научно-технические, так и культурные, и стать роскошным плавучим символом страны. Оно им стало.

3 февраля 1962 года лайнер вышел в свой первый рейс по линии Гавр - Нью-Йорк. Знатоки и эксперты немедленно объявили судно шедевром судостроения. Заказчики лайнера рассчитывали, что судно будет совершать ежегодно 46 круговых рейсов между Европой и Америкой, а также серию зимних круизов. Долгое время «France» считался самым длинным лайнером в мире и потому не мог пройти Панамским каналом, а почти все порты, которые он посещал, не могли принять его у причала - пассажиров перевозили челночными рейсами рейдовые суда.

9 января 1974 года лайнер вышел из Нью-Йорка в свой первый кругосветный круизный рейс. Однако в конце концов и ему пришлось капитулировать под натиском пассажирской авиации. В июле 1974 года правительство решило прекратить субсидирование лайнера и компания - владелец судна «French Line Compagnie Generale» сообщила, что лайнер становится на прикол.

В июне 1979 года лайнер приобрела норвежская компания «Klosters», которая переделала его в круизный и переименовала в «Norway». Так судно стало не только самым большим на то время круизным лайнером, но и самым роскошным. Судно ходило в «карибские круизы» из Майами.

Конец карьере «Norway» наступил внезапно: рано утром 25 мая 2003 года после швартовки в Майами в машинном отделении судна взорвался один из котлов. Семь человек погибли, 14 получили ранения. Осенью судно привели в германский Бремерхафен. Здесь выяснилось, что ремонт старого котла невозможен - требуется изготовление и установка нового. Владелец заявил, что ему это не под силу.

В 2005 году лайнер перегнали в малайзийский порт Кланг, где он и стоял вплоть до последних дней. Судно пытались продать на слом в Бангладеш, но этому воспротивился местный «Greenpeace», заявив, что на лайнере находится порядка 1250 тонн асбеста и асбестосодержащих материалов. Последовала многомесячная тяжба...

И вот на прошлой неделе «France-Norway» все же был под проводкой буксиров отправлен в индийский порт Аланг - на слом. С ним, можно сказать, ушла эпоха.

Олег АНДРЕЕВ