Корабельная сторона
Номер от 16 мая 2006 г.

Нефтяник, примерь костюм водолаза!
Есть мнение: стационарные добывающие платформы на шельфе - уже вчерашний день. Пятого мая в Тюмени произошло событие, которое, по оценке ряда специалистов, является знаковым не только для нефтяников этого региона, но и для судостроителей России, и корабелов Северо-двинска в частности.

НА ТЮМЕНСКОМ заводе «Экспериментальные судоверфи» в торжественной обстановке была спущена на воду вторая часть погружной плавучей базы комплексного обеспечения бурения под названием «Тазовская». В состав ее, помимо промышленных, также входят и жилые блоки для обслуживающего персонала и экипажа в составе 50 человек. База «Тазовская» является частью крупного плавучего бурового комплекса (ПКБ) «Обский-1». Нетрудно догадаться, что местом работы его станет Обская губа Карского моря.

Заказчиком уникального сооружения для «Газфлота» стал «Газпром». Общая стоимость комплекса составляет более 1 млрд рублей.

Программой работ на шельфе с 2005 по 2030 год «Газпром» намерен провести глубокое бурение в объеме свыше 500 тыс. м. Это значит, что компании необходимо обеспечивать ежегодно проходку на уровне 20 тыс. метров. Основной прирост запасов углеводородов планируется получить в акваториях Карского и Баренцева морей. При этом основная доля прироста запаса прогнозируется в 2010-2020 годы.

«Газпром» строит флот

В рамках программы создания технического флота газовой промышленности «Газфлот», как дочерняя компания «Газпрома», уже построил и ввел в эксплуатацию буровое судно «Газпром-1», научно-исследовательское судно «Академик Голицын», крановое судно «Газшельф». Следующими объектами значатся плавучий буровой комплекс «Обский-1» и самоподъемная плавучая буровая установка «Арктическая». Работы по последней, к слову, в 2004 году поручили ОАО «Запсибгазпром».

Как мы упомянули, «Обский-1» состоит из двух плавучих объектов. Это погружная буровая установка и плавучая база комплексного обеспечения бурения, где разместятся во время работы и бригады буровиков. База обеспечения имеет длину 85,2 метра, ширину - 17 метров. Установленное здесь оборудование позволяет достичь глубины бурения скважин до 2500 метров. Районом эксплуатации комплекса является акватория Обской и Тазовской губ, по меркам мореходов, очень мелких: глубины здесь от 2 до 10 метров.

Строительство «Обского-1» началось в Тюмени еще в 2000 году. За год сибиряки с помощью вахтовых бригад Астраханского судостроительного завода выполнили строительство корпуса плавучего бурового комплекса. Его спустили на воду в июне 2001 года. Правда, завершить строительство надстроечной части комплекса в запланированные сроки по разным причинам не удалось. Работы возобновились в 2003 году.

Теперь же, с окончанием строительства «Тазовской», как было объявлено, наступает новый этап, ведь с прибытием ее на место ПКБ «Обский-1» будет готов к работе.

Наступает новая эпоха

В целом плавучий буровой комплекс «Обский-1» является началом новой эпохи освоения шельфа. Об этом на торжественной церемонии заявил генеральный директор «Газфлота» Александр Мандель. И дело не только в том, что буровая установка, подобных которой в России нет, построена специально для предельного мелководья, каким отличается Обская губа (вести буровые работы в таких условиях сложнее, чем на больших глубинах). Поскольку в акваториях, прилегающих к Ямалу, непочатый край работы, то «Газпром» до 2010 года намерен построить не менее 4-5 подобного рода плавучих комплексов. Строительство это будет осуществляться в рамках рассчитанной программы, которая предусматривает создание 20-30 специализированных плавсредств разного класса, включая танкеры для перевозки нефти и газа, буксиры, суда для транспортировки сыпучих материалов и другие.

Заказы, по словам Александра Манделя, «Газфлот» намерен размещать сразу на нескольких предприятиях России, и в числе прочих им была названа северодвинская «Звездочка». Правда, какие именно плавсредства предстоит строить ягринцам, чиновник не сказал, но заметил: «Высокотехнологичные суда типа газовозов планируем размещать за границей, остальные по максимуму будем строить в России».

Однако на этом разговор о перспективах не закончился...

Пример тому - Норвегия

«Сегодня нужны другие технологии, другое оборудование, - заявил Александр Мандель, - Сегодня не нужно будет строить стационарные платформы, сегодня мы больше смотрим на подводно-техническое оборудование. В мире разработаны подводные технологии, которые позволяют безопасно проводить работы. При этом человеческий фактор оказывает меньшее влияние, и такое оборудование может безотказно работать 20 лет, нужно только проводить промежуточные сервисные работы...»

Действительно, по сообщениям специализированных изданий, сегодня подводно-технические технологии бурно осваиваются странами, которые добывают природные ресурсы. И в частности, преуспела в этом пограничная с нами Норвегия. Но и Россия, оказывается, намерена последовать ее примеру.

В Тюмени Александр Мандель также заявил, что уже запланировано строительство бурового комплекса с подводным закачиванием для освоения приямальского шельфа: «Здесь уже работает одна буровая установка, второй плавучий буровой комплекс - «Обский-1» - мы планируем в этом году поставить на точку бурения, и будет третья ледостойкая плавучая буровая для круглогодичной работы с подводным закачиванием, шумозащищенная, изоляционная, она должна выдержать большую ледовую нагрузку. В планах эта буровая есть, и, думаю, в течение 2-5 лет мы ее построим».

Итак, если верить высокопоставленному представителю «Газфлота», стационарные платформы для добычи нефти и газа на шельфе арктических морей уже уходят в прошлое и перспектива за комплексами с подводным закачиванием. Быть может, строить первенца поручат нашей «Звездочке»?

Олег ХИМАНЫЧ