Корабельная сторона
Номер от 16 мая 2006 г.

По воле волн носило челн
Плыла, плыла шхуна «Запад» да и приплыла к частным берегам

Парусно-моторная шхуна «Запад» финской постройки, доставшаяся Архангельску от побежденной в войне Финляндии, долгое время числилась за мореходкой - на этом паруснике курсанты училища проходили летнюю практику, отправляясь в плавания по Белому морю. Когда истек срок ее службы, шхуну решили поставить памятником северным мореплавателям на Красной пристани Архангельска.

НАДО сказать, это решение не всеми было воспринято однозначно, тем более что на роль такого корабля-символа были и другие претенденты. Скажем, известный всей стране орденоносный ледокольный пароход «Георгий Седов». Но «Седова» отвели в Германию и разделали на иголки, а типовую шхуну финской постройки водрузили на самом видном месте архангельской набережной. На Красной пристани «Запад» несколько лет являлся филиалом Музея северного мореплавания. При нищенском бюджете российской культуры содержать шхуну в надлежащем техническом состоянии было невозможно, и постепенно она стала приобретать черты за-брошенного объекта. Дело ускорил июльский ураган 1998 года, обломавший «Западу» мачты...

Областная власть расписалась в своем бессилии - денег не нашла. Тогда пошли «с шапкой по кругу» - объявили сбор средств, кто сколько может. Народ понес было деньги, но со временем выяснилось, что деньги оседают в кармане чиновницы. Было разбирательство, суд, срок и так далее. Делу, правда, это не помогло. Вот с той поры и маячит в центре Архангельска шхуна «Запад», являя собой символ нищеты державной России.

На прошлой неделе судьбой памятника озаботилась городская власть. «Шхуну «Запад» и Морской музей могут спасти только частные руки, раз в государственных гордость Архангельска гибнет», - посчитал мэр Александр Донской. Оказывается, в мэрию поступают предложения от частных предпринимателей с просьбой передать им музей и шхуну в аренду под организацию летних кафе и ресторана. Предприниматели предлагают провести полный ремонт Морского музея за счет своих средств, сохранить его профиль, все экспонаты оставить в собственности государства. Взамен - разрешение построить летнее кафе на крыше здания. «Необходимо понимать, что в противном случае мы вынуждены будем разобрать шхуну как представляющий опасность объект, другой перспективы на сегодня просто нет», - подвел черту мэр Донской.

Как говорится, приплыли...

Олег АНДРЕЕВ