Корабельная сторона
Номер от 9 мая 2006 г.

Что за сила козни чинила?
На недавнем рыбохозяйственном совете при главе администрации области были проанализированы итоги «зверобойки».

В этом году в ней участвовала лишь одна организация - ООО «Белое море». Ее руководитель Михаил Широкий рассказал, с какими трудностями пришлось столкнуться.

- Будто какая невидимая сила все время чинила нам козни. В самый последний момент отказал в аренде складских помещений и производственных мощностей рыболовецкий колхоз «Зимняя Золотица». До самого начала промысла тянул с подписанием договора руководитель Архангельского объединенного авиаотряда № 2 Юрий Давыдов, и выделил всего два вертолета, а не четыре, как мы просили. Стоимость винтокрылых машин растет, как на дрожжах: несколько лет назад час стоил 680 рублей, в прошлом году – семь тысяч, в этом – 34 тысячи.

Широкий намеревается подать жалобу в антимонопольный комитет, чтобы тот выяснил, насколько законны действия авиаотряда.

ООО «Белое море» добыло нынче 5 тысяч голов хохлача, заготовило 5 тысяч шкур, 45 тысяч тонн жира, 40 тонн мяса. 97 жителей трех мезенских деревень получили возможность заработать - фонд заработной платы, отпущенный на «зверобойку», составил 700 тысяч рублей. Само предприятие не осталось в убытке. Правда, от ответа, какова прибыль, Михаил Игнатьевич уклонился, дескать, дело рентабельное, иначе не стоило за него браться.

Есть сермяжная правда: прогнозировать и гарантировать успех не возьмется ни один специалист, слишком много природных факторов его определяют. В ООО «Белое море» риск сведен к минимуму, у этого предприятия в сущности все наемное: люди, складские помещения, производственные мощности. Состоялась «зверобойка»: хорошо, нет, - Широкий как-нибудь, пусть с потерями для себя лично, выкрутится, за ним нет коллектива. Случись провал в рыбакколхозе, рентабельность которого не превышает 10 процентов, люди могут остаться без зарплаты, потом объясняй, что «зверобойку» плохо провели. Раньше, когда все хозяйства объединял «Рыбакколхозсоюз», ни одно не уклонялось от участия в добыче тюленя, совместно определяли оптимальный состав бригад забойщиков, нужное количество техники, приходили, если нужно, на помощь друг другу. Как правило, отпущенные квоты выбирали полностью. В одиночку так не получается, выходит, сама жизнь толкает рыбаков-колхозников обратно, к объединению.

Алексей ГУНДОРОВ