Корабельная сторона
Номер от 1 мая 2006 г.

«Молния» министра убедила
50 лет назад на СПО «Арктика» был организован участок спецтехники. В ту пору электромонтажное предприятие называлось ЭМП-8, а спецтехникой называли корабельную электронику и автоматику. Созданный полвека назад производственный участок так и остался уникальным подразделением в нашей судостроительной промышленности.

МЕЖДУ тем с первых дней существования ему предрекали короткую жизнь из-за экономических причин. Главной из них была сезонная загрузка специалистов. Но уже через три года участок получил первую категорию и в трудовом соревновании с другими подразделениями регулярно занимал классные места.

Когда северодвинские корабелы перешли к строительству подводных лодок, выяснилось, что значительную часть измерительной техники и технологической оснастки, которая применялась специалистами участка во время швартовных испытаний надводных кораблей, невозможно доставить на подлодку через ее узкие штатные люки. В свое время электромонтажники предлагали перенести часть своих работ на цеховые стенды, чтобы выполнять их до загрузки аппаратуры на подлодку, но согласия на это не получили. И только когда проектант лодки вознамерился исключить из программы испытаний пункты, которые предусматривали использование приборов, не проходящих через люки, инструментальные проверки все же перенесли на стенды. С этого момента испытания аппаратуры на стенде стали полноправным технологическим этапом регулировочно-сдаточных работ на кораблях. К тому же вскоре выяснилось, что перенос трудоемких работ на стенды позволяет сократить и численность сдаточных команд, и общую стоимость работ. Поэтому заказчик согласился впредь относить все затраты на оснащение стендов на головные подлодки каждой серии. Между прочим, этого так и не удалось добиться на других родственных предприятиях страны.

Большую роль сыграл участок спецтехники и позднее, когда Северодвинск стал строить атомные подлодки. Американцы к этому времени значительно опередили СССР в оснащении своей военной техники высокоточными и быстродействующими электронными комплексами. Советские корабли не имели столь совершенного навигационного и гидроакустического вооружения, радиосвязи. Чтобы преодолеть это опасное отставание, в 1958 году военно-промышленная комиссия страны решила установить жесткие сроки для разработки и поставки электронных комплексов на атомные лодки второго поколения. Отвечать за их наладку должны были проектанты и заводы-изготовители аппаратуры. Годом позже министр Судпрома Б.Е. Бутома запретил привлекать к работам по комплексам специалистов электромонтажных предприятий. Но в конце 1959 года северодвинские электромонтажники уже завершали модернизацию своих стендов и обучение настройщиков для работы с электроникой подлодок второго поколения. И вдруг приказ: сдать аппаратуру, уже стоявшую на стендах, на склады!

Но уже скоро жизнь показала ошибочность решения министра. Дело в том, что жесткие, а порой нереальные сроки поставки новой техники не оставляли изготовителям комплексов времени на доводку аппаратуры и не учитывали необходимость обязательной стыковки изделий, которые входили в комплекс и изготовлялись десятками заводов страны. Когда эти работы пришлось выполнять непосредственно на АПЛ, это сказалось на сроках сдачи кораблей. Возник кризис, угрожавший срывом годовых планов всего Министерства судостроительной промышленности. В то же время министр знал, что в Северо-двинске, где строилось большинство опытных и головных кораблей, свои проблемы всегда решали успешно.

Когда Борис Евстафьевич Бутома прибыл в Северодвинск, он поначалу очень возмутился «своеволием» директора завода Евгения Павловича Егорова, который осмелился нарушить приказ министра и для стыковки и доработки комплекса радиосвязи «Молния» все же поручил электромонтажникам провести эксперимент с использованием стендов. Но в итоге инициативы Егорова спасли сроки сдачи корабля да еще и сократили численность сдаточной команды по комплексу. Тогда Бутома решил лично посетить участок спецтехники, где убедился в успехе дела...

Тогда же у меня состоялся разговор с Борисом Евстафьевичем. Министр поинтересовался, есть ли такие же стенды у корабелов Ленинграда, Горького и Комсомольска-на-Амуре, каким образом финансировалось строительство стендов, если в свое время министерство не выделило на это средств... В тот же день Бутома уехал в Москву и затем все время, пока был министром, оказывал нам большое содействие.

В 1976 году Борис Евстафьевич подписал приказ о создании Северодвинского производственного объединения «Арктика». В титуле его указывалось, что предприятие в числе прочих может осуществлять «производство ремонтных и регулировочно-сдаточных работ по изделиям и комплексам корабельной электроники». К концу 70-х на участке спецтехники трудились свыше 500 специалистов с высшим образованием и столько же со средним техническим. Номенклатура работ насчитывала около 150 изделий и комплексов радиосвязи, гидроакустики, навигации, радиолокации и автоматики. Они выполнялись специалистами «Арктики» на Севмаше, «Звездочке», «Нерпе» и в местах базирования атомных подлодок.

Мне повезло, что я ушел на пенсию в 1990 году, и развал страны, в том числе и ее судостроения, произошел, как говорится, без моего участия. Нынешним руководителям производства по спецтехнике, их соратникам удалось сохранить костяк коллектива и в труднейших условиях обеспечить начало нового подъема. Надеюсь, уникальное производство ждет большое будущее.

Илья БЕЛАКОВСКИЙ, руководитель производства по спецтехнике СПО «Арктика», 1956-1990гг.