Корабельная сторона
Номер от 1 мая 2006 г.

Наш «Садко» бьет морского зверя
«Звездочка» помогает поморам возродить старинный способ промысла. В конце апреля в Белое море вышел буксир «Садко» водного цеха №22 ягринской «Звездочки». Этому дизель-электроходу часто доводится выполнять задания на морской акватории, в том числе и во льдах: класс корпуса и машина позволяют, однако на этот раз экипажу предстоял необычный рейс - со зверобоями на борту.

ПРЕДПРИЯТИЕ ООО «Белое море» - единственное в области занимается зверобойным промыслом. Оно обеспечивает сезонной работой жителей Мезенского района. В частности, в этом году на первом этапе заняты были 97 человек, а переработкой - 69 человек. Как известно, последние десятилетия поморы для этого своего старинного занятия используют современную технику - вертолеты. С их помощью они высаживают на лед бригады добытчиков, которые ведут охоту. Таким же образом - по воздуху - авиаторы доставляют на материк туши морского зверя, а также и эвакуируют промысловиков. К слову, что касается промысла, который велся с помощью вертолетов, то он завершился ранее, еще в середине апреля. При этом зверобоям удалось освоить лишь половину квоты, выделенной Россельхознадзором.

Сами добытчики винят в этом авиаторов, которые в этом году вместо запрашиваемых четырех вертолетов предоставили только два, причем вторая машина была с ограниченными ресурсами. Только в результате этого упущенная прибыль составила порядка 5 млн рублей. Известно и то, что зверобои возмущены высокой стоимостью аренды вертолетов. Так, в Архангельске цена одного часа полета составила 34 тыс. руб., а в Карелии, например, 19 тысяч. За аренду двух вертолетов на время промысла пришлось заплатить 4 млн 800 тыс. руб.

Скорее всего, зверобои ООО «Белое море» результатами сезона остались недовольны и решили арендовать у северодвинцев морской буксир «Садко», чтобы попробовать его на так называемом судовом промысле гренландского тюленя... Таковой существовал издревле. Сначала на нем поморами использовались промысловые лодки-ледянки особой конструкции, а с первой половины прошлого века на зверобойки стали привлекать пароходы с усиленными корпусами. Особенно распространилась такая практика в советские годы, когда каждую весну в Белом море организовывались целые экспедиции. В них участвовал практически весь ледокольный флот нашей Арктики, включая ледокольные пароходы-транспорты. Имел отношение к тому и Северодвинск (Молотовск). Ветераны помнят, как в первые послевоенные годы в наш порт доставляли добытого во льдах зверя. Калорийные мясо и жир тюленя, имеющие специфический запах, шли в рабочие столовые завода № 402 и города и, надо сказать, помогли людям пережить голодное время...

Согласно квоте промысловикам на «Садко» разрешено добыть не более 5100 голов тюленя. Однако вряд ли этот показатель будет достигнут, ведь после многолетнего перерыва забытый судовой вид промысла поморам приходится, практически, осваивать заново. И помогает им в этом экипаж ягринского морского буксира «Садко».

Мы пытались выяснить, как идут дела на промысле в штабе зверобойки. Однако там ответили, что полной картины обстановки не имеют и сослались на плохую связь с буксиром. А вот в водном цехе «Звездочки» на отсутствие связи с «Садко» не жаловались: на буксире есть современный радиотелефон, и вести от «Садко» поступают регулярно. Поначалу промысел велся у мыса Городецкого, а к 26 апреля зверобои отошли к острову Моржовец. Это традиционные районы добычи гренландского тюленя.

Как сообщил нам капитан предприятия «Звездочка» Николай Евгеньевич Андреев, приход буксира в Северодвинск намечен на 5 мая, но, вполне возможно, «Садко» возвратится и раньше.

Олег ХИМАНЫЧ