Корабельная сторона
Номер от 25 апреля 2006 г.

Продолжение легенды
Если ехать на Ягры, то не минуешь скульптурной группы – символа зарождения нашего города. Мемориал первостроителям на развилке дорог перед въездом на мост хорошо виден из окна автобуса.

ПО ЛЕГЕНДЕ, он поставлен на том самом месте, где полвека назад вступили на Беломорскую землю те, кому предстояло воздвигнуть город. Если же строго придерживаться исторических фактов, то этот знак должен находиться не здесь, а гораздо севернее, возле самого Николо-Корельского монастыря. Но в 1978 году, когда его устанавливали, то место уже было территорией Севмаша, ограниченной для всеобщего посещения, и разговор об этом сам собой отпал.

«Ваш город – лагерная стройка, он весь на костях заключенных…» Многим из людей моего поколения, давно живущих в Северодвинске, наверняка приходилось слышать подобные суждения и в то же время читать о молодых романтиках, приехавших строить завод-богатырь и «прекрасный город с прямыми проспектами, который раскинется до самой Кудьмы». Но противоречий тут нет.

Печальная правда заключается в том, что и Комсомольск-на-Амуре, и Магнитка, и Молотовск создавались не только подвигами комсомольцев, но и подневольным трудом узников, многие из которых к тому же были без вины виноватыми. Надо отдать должное и тем и другим.

Когда 18 июня 1936 года знаменитый ныне колесный пароход «Иван Каляев» приткнулся к старенькому монастырскому причалу, на его борту в числе прибывших сюда первых рабочих-строителей были и шестьдесят посланцев архангельского и вологодского комсомола.

Исаак Гершензон, которому довелось стать первым секретарем комитета ВЛКСМ на строительстве нового города, спустя много лет заметит: «Я набирал добровольцев. И что характерно, никто из шестидесяти не спросил: «А сколько я буду зарабатывать и где я буду жить?» Большинство прибывших не имели никаких специальностей, но имели большое желание ими овладеть. С первых же дней они начали учиться на плотников и сваебоев, шоферов и бетонщиков. Именно эти профессии в то время были наиболее востребованы.

В Никольское устье потянулись караваны барж с оборудованием, продовольствием, стройматериалами. Приезжих, а их число увеличивалось с каждым днем, нужно было кормить, обеспечить хоть каким-то жильем. Все это стало поначалу главной заботой начальника стройки Кирилкина. Иван Тарасович не имел специального образования, но успел прослыть замечательным организатором производства. За плечами у него уже был опыт подобных строек.

Кроме «Ивана Каляева» обитаемым стал монастырь, часть приехавших, преимущественно семейных, разместили на Южных Яграх в небольшом поселке шпалорезного завода. Молодежь жила в палатках. И как бы ни было трудно, за короткое северное лето успели сделать многое.

Появились не только жилые бараки. Уже в октябре приняли новоселов десять двухэтажных домов, начала действовать электростанция, появился телефонный коммутатор. В ноябре со станции Исакогорка в Никольское устье пришел первый поезд. К новому году построили столовую на сто пятьдесят мест, в январе открылась первая школа.

Поселок, получивший в апреле 1937 года имя Судострой, продолжал стремительно расти и развиваться. Комсомольцев накануне 1 Мая насчитывалось триста пятьдесят. Многие из них стали квалифицированными рабочими, выступали застрельщиками интересных начинаний. Быстрыми темпами осваивалась промплощадка будущего завода. На территории, которую теперь принято называть «старым городом», к концу того года уже было одиннадцать улиц…

До пришествия Ягринлага оставалось четыре месяца, до переименования поселка в город Молотовск – чуть больше семи.

Александр БУРЛОВ

От редакции

Открывая новую рубрику «Время Судостроя», мы рассчитываем и на помощь наших читателей.

Все труднее становится отыскать кого-нибудь из тех, кто трудился в довоенные, да и военные годы на заводе, на стройках города. И все же они еще есть. Живы и многие мальчишки и девчонки, дети первостроителей, ставшие свидетелями трудового подвига их родителей. Напишите, позвоните в редакцию! Ваши воспоминания могут стать бесценными страницами биографии города, который, несмотря на молодость, имеет богатейшую историю.