Корабельная сторона
Номер от 17 апреля 2006 г.

Байда, байдак, байдара, байдарка...
«Занимаясь вопросами конструирования плавсредств маломерного флота, я встретил упоминания таких судов, как байда, байдак и байдара... Пояснений о происхождении их названий я не нашел, но, подозреваю, что корень у них один. Прав ли я? Игорь БАЗИЛЕВ».

Это не совсем так. По крайней мере, ученым филологам не удалось убедительно доказать единый корень этих слов. Немного подробностей. Байда - плоскодонная парусная лодка, длиной 6-7 метров, предназначенная для лова рыбы неводом, волокушей и другими снастями, была распространена на Черном и Азовском морях. Грузоподъемность ее не превышала 3 тонн. Байдак - речное парусное грузовое судно, длиной 40-60 метров, с одной мачтой и большими рулевыми веслами - потесями, было распространено на Днепре и Немане. Такое судно могло взять на борт от 25 до 290 тонн. Даже если предположить, что между районами распространения байды и байдака существовали какие-то «судостроительные» связи, то сами по себе эти суда совершенно разные по конструкции.

Скорее в какой-то степени можно говорить о единстве происхождения терминов байда и байдара. Последней называли грузовое и рыболовное судно XVIII-XX веков - плоскодонное на реке Дон и килевое на Азовском море. Правда, байдары - открытые и плоскодонные лодки - были также и у... эскимосов Аляски, но данный вариант промыслового и транспортного средства никак не похож на байду - ни по конструкции, ни по технологии изготовления. О единстве в данном случае можно говорить, имея в виду термины байдара и байдарка - легкое узкое и низкобортное гребное или парусное судно с острыми оконечностями. Скорее всего, и филологический корень у них один. Кстати, со временем байдарки стали больше использоваться для спортивных состязаний, нежели для промысла или иных хозяйственных нужд человека.