Корабельная сторона
Номер от 17 апреля 2006 г.

Плыли подлодки за... паровозом
Только у нас корабли могли преодолевать такие расстояния по суше. В НАЧАЛЕ июля 1915 года из Петрограда на Север вышел необычный железнодорожный эшелон - несколько обычных вагонов с двумя тяжеловесными платформами. В вагонах ехали военные моряки, еще в нескольких было загружено военное имущество и снаряжение, а на платформах располагались подводные лодки № 1 и № 2. Командовали лейтенанты В. Шмидт и И. Ризнич.

Эшелон двигался очень медленно. Только в августе он прибыл в Вологду, где лодки перегрузили на речные баржи, и уже на них подводные корабли прибыли в Архангельск.

На этом снимке из коллекции архангелогородца Геннадия Фролова запечатлен один из моментов той необычной транспортной эпопеи. Впрочем, к 1915 году подобное уже не было в новинку, ведь впервые к такому способу передвижения подлодок по суше русские моряки прибегли раньше, во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Тогда из Петербурга на Дальний Восток было перевезено 12 подводных лодок. А вот на Север по железной дороге подводные лодки летом 1915-го действительно транспортировались впервые. До середины сентября они базировались в устье Северной Двины, а затем их ждал опасный путь в Кольский залив. Сами лодки из-за своей низкой мореходности проделать его не могли, их буксировали пароходы... Впрочем, то, как сложились судьбы «номерных» подлодок, - это отдельная тема. Мы же отметим другое: выходит, с них, собственно, и началась история русского подплава на Белом море...

Опыт первых русских подводников по транспортировке подводных лодок на железнодорожных платформах был востребован позднее, в конце тридцатых годов и во время Великой Отечественной войны. Между прочим, не оказался в стороне от этого необычного способа передислокации боевых кораблей и наш Молотовск. Тем же, кого заинтересовал этот факт, сообщаем: в новой книге заместителя редактора «Корабельной стороны» Олега Химаныча «путешествиям» подлодок из Горького к Белому морю посвящена отдельная глава - «Плыли лодки за паровозом». Сама же книга на днях выходит в свет тысячным тиражом и называется «Подлодки из Северодвинска. Пролог».

Олег АНДРЕЕВ