Корабельная сторона
Номер от 17 апреля 2006 г.

Бросок на Тихий океан
Уникальный для своего времени поход был совершен 40 лет назад. В феврале - марте 1966 года атомные лодки К-116 и К-133 совершили межфлотский переход из губы Западная Лица на Кольском полуострове в бухту Крашенинникова на Камчатке. Тогда был установлен рекорд отечественного подводного флота: группа кораблей в подводном положении преодолела более 20000 миль. Однако поход был предпринят не ради наград и рекордов. Главной его целью было усиление Тихоокеанского флота новыми атомными кораблями.

ВОЗГЛАВИЛ его контр-адмирал Анатолий Иванович Сорокин, командующий флотилией АПЛ Северного флота.

Он родился в 1921 году в Калуге в семье железнодорожника. В 1939 году, окончив десятилетку, поступил в Черноморское высшее военно-морское училище, а уже в 1941 лейтенант А. Сорокин был направлен на Северный флот, воевал в морской пехоте, был ранен. После госпиталя попал на Западный фронт. После второго ранения продолжил учебу в Каспийском ВВМУ. В 1945 впервые ушел под воду на «малютке», а уже в 1966-м в ранге командующего флотилией возглавил кругосветный поход отряда атомоходов.

Для сопровождения атомоходов было выделено экспедиционное судно «Гавриил Сарычев». Это оказалось особенно важным при форсировании извилистого и забитого айсбергами пролива Дрейка - ворот в Тихий океан. В этот же район был заранее направлен и танкер «Дунай».

Из трех предложенных вариантов похода главком утвердил маршрут через Атлантику и Тихий океан вокруг Южной Америки. Опытнейший штурман Северного флота капитан I ранга Дмитрий Эрдман без устали работал со своими подопечными. Флотские гидрографы скрупулезно подбирали и корректировали карты и пособия. Походный штаб разместился на борту К-116 (командир - капитан II ранга Владислав Виноградов).

Месяцы подготовки прошли в условиях строгой секретности. О целях и задачах похода знал лишь узкий круг офицеров штаба и командование кораблей. Наконец в ночь на 2 февраля 1966 года отданы швартовы. Извилистый фарватер губы Западная Лица позади, впереди - точка погружения и неизвестность. Лодки ушли на глубину, и только тогда большинство подводников узнали о главной задаче похода.

Постепенно жизнь моряков обрела привычный ритм. Вахты сменяли корабельные работы, учения и короткий отдых. По маршруту следования проводился комплекс гидрографических наблюдений. Велась и научно-исследовательская работа: шел сбор данных о работе корабельных систем, механизмов и устройств, медики изучали физиологию подводника в условиях многодневного напряжения и стрессов.

Форсирование фареро-исландского противолодочного рубежа прошло скрытно, а значит, успешно. С целью выявления характера действий противолодочных сил НАТО непрерывно велась разведка. Наши корабли несли полный боезапас, включая ядерный. В контейнерах К-116 - шесть крылатых ракет в боевом снаряжении и две в инертном, в аппаратах и на стеллажах - 10 боевых торпед. На борту К-133 - 20 боевых торпед и одна практическая.

Отряд миновал районы интенсивного судоходства. Однако расслабляться не пришлось.

По прошествии двух недель в экипажах появились первые признаки усталости. Врачи отметили повышенную раздражительность, а у отдельных моряков - апатию и инертность. Жизненный тонус заметно упал, а с ним аппетит и желание заниматься гимнастикой. Тогда, оценив обстановку, командир отряда распорядился перейти с четырехчасового рабочего дня на трехчасовой. Без ущерба для ходовой вахты увеличивалось личное время моряков. Моральное напряжение снизилось, и лишь за неделю до прибытия в базу экипажи вернулись к первоначальному распорядку дня.

С особенной теплотой подводники вспоминают дни рождения, которые становились событием для всего экипажа. Каждый стремился выказать имениннику свои дружеские чувства. Коки пекли пироги с таким расчетом, чтобы угощения хватило если не всем, то, по крайней мере, боевой смене виновника торжества. На борту К-116 встретил свое 45-летие и командир отряда Анатолий Сорокин.

Подобное внимание распространялось на всех членов экипажа. И каждый из них смог сохранить что-то на память о походе. Кто - статуэтку, приз за победу на конкурсе силачей, кто - диплом за успех в трансокеанском шахматном турнире, а кто-то - похвальную грамоту за лучшее несение ходовой вахты. Отличную разрядку дало представление, организованное по случаю пересечения экватора. Незабываем шуточный ритуал с веселыми репризами и награждением каждого члена экипажа грамотой Нептуна, закрепленной корабельной печатью. Грамота подтверждала, что такой-то моряк перешел из Северного полушария в Южное на глубине 150 метров.

День Советской Армии и Военно-Морского Флота экипажи отметили уже в Южной Атлантике, и вскоре отряд подошел к проливу Дрейка. Здесь подводники установили звукоподводную связь с надводными кораблями сопровождения и приступили к форсированию участка протяженностью 1300 миль. Океан бушевал, и это чувствовалось даже на 100-метровой глубине. Преодолев коварный пролив, каждая из подлодок донесла об этом по радио. Для этого требовалось подвсплыть на перископную глубину в штормовом океане.

Дальнейший путь отряда проходил без особых происшествий. Подводные лодки вновь пересекли все климатические зоны, неуклонно приближаясь к конечному пункту плавания - бухте Крашенинникова на Камчатке.

В точке рандеву отряд встречали корабли Тихоокеанского флота. 25 марта 1966 года К-133 встретилась с эсминцем «Бесследный», а К-116 - с эсминцем «Скрытный». На следующий день атомоходы ошвартовались к причалу.

Руководство страны высоко оценило выдающееся достижение подводников. Решением министра обороны СССР, впервые после Великой Отечественной войны, подводным лодкам - участникам похода присвоили гвардейское звание. К-116 приняла флаг североморской К-22, а К-133 - балтийской Щ-303. Всех моряков атомных подлодок наградили орденами и медалями. К слову, среди награжденных был и начальник походного штаба капитан I ранга Владимир Чернавин. Будущему нашему главкому тогда вручили орден Красного Знамени.

Шесть человек, в том числе контр-адмирал А. Сорокин, капитан II ранга В. Виноградов, капитан II ранга Л. Столяров, были удостоены звания Героя Советского Союза.

Анна ШИЛОВА