Корабельная сторона
Номер от 10 апреля 2006 г.

И флагом единым един корабел
Верфи Петербурга и Северодвинска всегда и снова вместе. На прошлой неделе состоялась третья рабочая конференция Межрегионального профсоюза работников судостроения и судоремонта, объединившего корабелов Петербурга, Северодвинска, Ленинградской и Архангельской областей. В нашем городе она проводилась впервые. Выбор Северодвинска, имеющего особый вклад в создание подводного флота, был не случаен: конференция прошла под эгидой мероприятий к 100-летию подводных сил России.

Примечательно и то, что к этому событию у Межрегионального профсоюза как массового и авторитетного общественного объединения появилась своя атрибутика. В частности, у организации теперь есть свой флаг. Символика его точно отражает «корабельную историю» главных судостроительных предприятий Петербурга и Северодвинска - белое полотнище с голубой полосой внизу - определенная компиляция советского Военно-морского флага, а в центре - эмблема с изображением атомного ледокола и подводного ракетоносца БДРМ: атомный ледокольный флот, как известно, брал начало в Ленинграде, наш атомный подводный - на верфях Северодвинска. К слову, и членские билеты у Межрегионального профсоюза теперь будут свои. Правда, проводить в связи с этим обмен документов не планируется, билеты нового образца станут вручать вступающим в организацию с настоящего времени.

Повестка у конференции была самая что ни на есть рабочая: отчет о работе за минувший год и планы на будущее. Отчеты заслушали и утвердили. Рассказывая о планах, на мой взгляд, следует выделить несколько моментов.

Первоочередной задачей ставится полностью закончить регистрацию профсоюзных первичек в Санкт-Петербурге. Казалось бы, рядовой вопрос. Но это лишь на первый взгляд. «Корабельная сторона» уже писала о том, что с регистрацией на некоторых предприятиях у питерцев одно время возникали проблемы - этому противодействовали чиновники. Пришлось бороться за свои права. Итог: после вмешательства прокуратуры, а именно сюда обратились представители профсоюза, Министерству юстиции пришлось изменить свою позицию. Почему же так важно завершить регистрацию? Потому что лишь тогда профсоюзу можно будет сделать следующий и очень важный шаг - начать переговоры с Федеральным агентством по промышленности о заключении отраслевого соглашения.

Разумеется, говорили и о том, как защищать экономические, социальные и трудовые права не только ныне работающих членов профсоюза, но и ветеранов. Обсуждался вопрос об охране труда. Делегаты конференции поддержали идею создания в самом ближайшем будущем технической и правовой инспекции.

На конференции вновь подняли вопрос о росте численности организации. Очень важно, что говорили о привлечении молодежи. К слову, председатель профсоюзной организации корабелов Архангельской области Николай Иванович Житов признал: в Санкт-Петербурге и Ленинградской области «омоложение» идет успешнее, чем у нас, хотя и в Северодвинске сидеть сложа руки не собираются. Если же говорить о росте рядов в более широком масштабе, то на комитете и конференции рассматривался вопрос о перспективе вхождения в Межрегиональный профсоюз организаций корабелов Мурманской и Калининградской областей.

Один из организационных вопросов, рассмотренных конференцией: в состав комитета ввели Е.Е. Васильева - председателя профкома Средне-Невского судостроительного завода. Здесь он «сменил» В.Ф. Войтика, которого недавно избрали главой администрации Кировска, что в Ленинградской области. Факт вроде бы и рядовой, но примечательный - в Межрегиональном профсоюзе растут руководители.

Делегаты обсуждали также информационную политику Межрегионального профсоюза. Бюджет организации пока не позволяет создавать и финансировать собственное периодическое издание. Выход здесь один - быть открытыми и сотрудничать со всеми СМИ. В этой связи, между прочим, делегаты лестно отозвались о «Корабельной стороне», а представители нескольких профкомов из Санкт-Петербурга пожелали выписать нашу газету на свои предприятия.

Еще одно знаковое решение: комитетом принято специальное постановление о вступлении Межрегионального профсоюза работников судостроения и судоремонта в Ассоциацию профсоюзов оборонных отраслей российской промышленности.

На конференцию приехали 19 делегатов из Санкт-Петербурга, половина из них в нашем городе побывала впервые. Северодвинские организаторы форума в свободное от работы на конференции время предложили гостям целую программу посещений. Так, делегаты побывали с ознакомительной экскурсией на Севмаше и «Звездочке», которые, к слову, произвели на них сильное впечатление, были у них встречи в профкомах этих предприятий, а также с активистами территориальной и городской организаций. В один из вечеров гостей приветствовали самодеятельные артисты, впрочем, не будет ошибкой назвать их артистами профсоюзной самодеятельности. Концерт этот был дан в ДК на Яграх. Еще одним памятным местом, которое посетили делегаты, стал Музей северного деревянного зодчества в Малых Корелах...

Делегатам конференции северодвинцы вручили нагрудные памятные знаки «100 лет подводному флоту России», и каждому подарили по книге Олега Химаныча «Подлодки из Северодвинска. Пролог». К выходу ее в свет Межрегиональный профсоюз имеет прямое отношение - он финансировал ее издание. Сама же книга, отмеченная международным форумом морских историков, рассказывает не только о первых подлодках северодвинцев, но и о корабелах- ленинградцах, которые стали первыми нашими учителями и наставниками в строительстве подводных кораблей.

Как подтверждает время, эти давние и не только профессиональные, но и социальные, человеческие связи между Петербургом (Ленинградом) и Северодвинском (Молотовском) не прерываются и сегодня. Напротив, с созданием Межрегионального профсоюза работников судостроения и судоремонта наши города и наши заводы, образно говоря, стали ближе друг к другу.

Олег АНДРЕЕВ