Корабельная сторона
Номер от 3 апреля 2006 г.

От «Опыта» и до «Арктики»
«В последнее время в информационных сообщения часто упоминается Балтийский завод Санкт-Петербурга. Не могли бы вы дать краткую справку по этому предприятию? Александр ДАНИЛОВ».

Балтийский завод (ранее он еще указывался как завод имени Серго Орджоникидзе) был основан в Петербурге в 1856 году как Балтийский судостроительный и механический завод. Сначала он принадлежал частным владельцам, а в 1893 году перешел в собственность Морского министерства.

Впервые на заводе были построены такие корабли, как: первый металлический корабль (броненосная канонерка «Опыт», 1862), первая отечественная подлодка с механическим двигателем (конструкции И.Ф. Александровского, 1866), первая отечественная подводная лодка - участница русско-японской войны («Дельфин», 1903). Позже на заводе строились линейные корабли типа «Севастополь», подводные лодки типа «Барс». Механические цехи завода в дореволюционный период выпускали паровые машины, турбины, судовые устройства и оборудование, арматуру. К 1914 году завод являлся одним из крупнейших судостроительных предприятий с числом работающих более 7 тысяч человек.

В первые годы после революции предприятие занималось ремонтом судов и кораблей. Начиная с 1925 года здесь, наряду с военными кораблями, строились серии лесовозов, рефрижераторов, сухогрузов, танкеров, пассажирских судов, ледоколов. Эта практика была продолжена и после войны. С 1974 года завод освоил строительство атомных ледоколов.

Балтийский завод награжден двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции.