Корабельная сторона
Номер от 3 апреля 2006 г.

Взять курс на верфи
В Госдуме обсуждали перспективы нашего судостроения. В Москве прошли парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение создания экономических условий обновления российского флота, развития судостроительной промышленности и поддержки судостроения в РФ». Среди приглашенных был депутат муниципального Совета Александр Гришин.

- Александр Михайлович, какова цель этого мероприятия и насколько серьезным, на ваш взгляд, оно было? Может, очередная вода в ступе?

- Цель одна - протолкнуть проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания условий для развития судостроительной промышленности, путем установления кредитных, налоговых и таможенных льгот для отечественных производителей». Принимали участие в слушаниях более сотни приглашенных, начиная с Дальнего Востока и заканчивая Мурманском. Были представители министерств промышленности и энергетики, экономики... Правда не было представителя Минфина. Министр, оказывается, заболел. И точка зрения Министерства финансов осталась неозвученной.

Но в целом, все выглядело достаточно солидно и по-деловому. Будем надеяться, что этому законопроекту повезет больше, чем его предшественнику.

- А что, уже была попытка?

- Естественно, и было это в далеком уже 1999 году. И с тех пор состояние отечественного судостроения только ухудшалось. Даже появление в 2001 году Морской доктрины не исправило ситуацию, до сегодняшнего дня не сдвинуло воз проблем с места. Но сидеть сложа руки и ждать, когда же наконец все завертится, нельзя. Надо пользоваться моментом. И если совсем недавно все внимание было направлено на авиацию, то теперь, будем надеяться, пришло время заняться судостроением.

- И какова же ситуация с судостроением, если смотреть на нее из Москвы?

- Москва понимает, что наш отечественный флот, в том числе и военно-морской, находится в критическом состоянии, потому что практически на всех российских судоверфях нет условий для строительства судов морского и речного флота. Морские внешнеторговые грузоперевозки к 2010 году должны увеличиться на 37%. Для этого необходимо около 400 судов, в том числе танкерных. Пока же увеличение объемов перевозок происходит за счет судов, которые ходят не под российским флагом. А это убытки в миллиарды долларов.

По официальной информации Федерального агентства морского и речного транспорта, износ доков и цехов в среднем по России составляет от 60 до 80%. Рентабельность наших заводов колеблется от 3 до 5%. Есть и убыточные предприятия, где положительная динамика достигается только за счет других видов работ. Более 90% простроенных для России судов зарегистрировано под иностранными флагами. Подавляющая часть заказов - 80% - сосредоточена на верфях трех стран - Южной Кореи, Японии и КНР.

- То есть там условия имеются?

- Еще бы! В Южной Корее, США, Японии, Нидерландах, Германии, Китае используются всевозможные методы государственной поддержки: снижение таможенных тарифов, финансовая помощь для модернизации верфей, налоговые льготы и прямые дотации на строительство судов. Германия, например, вложила в модернизацию верфей бывшей ГДР 500 миллионов марок. А в Китае даже существует государственное регулирование цен на судовую сталь. Во многих странах правительство серьезно поддерживает эту отрасль: дотации могут составлять до 30% от стоимости строительства судна, работает схема долгосрочного кредита на 12 лет под 5-6%, а не как у нас - на 5 лет под 15-16% годовых.

- А что предлагается внедрить у нас для стимулирования развития отрасли?

- Если правительство действительно заинтересовано в развитии отрасли, то законопроект, который предусматривает освобождение от НДС, беспошлинный ввоз оборудования, выделение квот на вылов рыбы, а в идеале и прямое дотирование государством, в ближайшее время будет подготовлен, внесен в Госдуму, рассмотрен и принят. Это первоочередная задача. И уже потом появятся национальные программы по судостроению, куда Северодвинск обязательно должен попасть.

- И все это было озвучено на парламентских слушаниях?

- Более того, получена серьезная поддержка, были приняты рекомендации, и уже 4 мая состоится заседание правительства по рассмотрению стратегии отечественного судостроения. И очень надеюсь, что это заседание расставит все точки над i.

- Тем не менее это все в перспективе, пусть не такой далекой, но все же понадобится время, когда Морская доктрина заработает и наш город на себе почувствует изменения к лучшему. А что в ближайшей перспективе? Что вы думаете, например, о наукограде?

- Здесь тоже пока все туманно. Но в любом случае этим вопросом надо заниматься, хотя бы для того, чтобы четко знать, это реальность или всего лишь воздушный замок. Пока вроде бы мы подпадаем под определение наукограда. Не знаю, успеем ли мы к 2007 году подготовить все необходимые документы. В апреле мы должны провести общественные слушания, утвердить программу и направить все документы в Москву, в Министерство образования. Пока все говорят о том, что шансы есть.

Думаю, уже на апрельскую сессию будет вынесена Программа социально-экономического развития Северодвинска как наукограда. Думаю, что депутаты не будут возражать, да и жители тоже.

Беседовала Елена САДОВА