Корабельная сторона
Номер от 21 марта 2006 г.

«Янтарь» считает свои деньги
Похоже, на прибалтийском заводе складывается ситуация, схожая с нашей

Калининград далеко от Северодвинска. Однако и в этом крупнейшем прибалтийском городе России есть то, что нас объединяет, - предприятия кораблестроительной отрасли. Недавно представители Межрегионального профсоюза работников судостроения побывали в Калининграде с рабочим визитом. Его можно отнести как к ознакомительным, так и к деловым. От коллектива судостроителей Архангельской области в командировку выезжал председатель нашей региональной организации Николай Иванович Житов.

- Николай Иванович, вы раньше бывали в Калининграде? Каковы ваши впечатления о городе, о судостроительном заводе «Янтарь»? В последнее время о нем немало говорят, в частности, упоминают в связи с тендером на строительство серии фрегатов для Индии.

- В Калининграде мне бывать не доводилось - это моя первая поездка. Красивый и культурный город, где во всем чувствуется близость Европы и бывших прибалтийских республик. Особую лепту в его облик внесло недавнее празднование 750-летия города - в связи с ним большие средства вкладывались в строительство, в том числе и жилья. В городе сегодня много строительных организаций. Много потрудились и реставраторы исторических памятников, в том числе над восстановлением знаменитых Королевских ворот, пятиглавого православного храма, других зданий. Это впечатляет.

Что касается завода «Янтарь». Раньше это было достаточно крупное предприятие. В доперестроечный период здесь работало 12 тысяч человек, и ему по силам было строительство больших противолодочных и десантных кораблей, судов космической связи, да и один из последних сданных нашему флоту заказов - БПК «Адмирал Чабаненко», как известно, корабль немаленький. Сегодня численность рабочих на «Янтаре» всего 1,5 тысячи человек. Соответственно уменьшилась и роль предприятия. Прибалтийцы имеют в своем портфеле ряд заказов как на военные, так и гражданские корабли, но в целом могли бы строить значительно больше. Вы правы, недавно предприятие выиграло тендер ВМС Индии на строительство серии фрегатов. Это говорит о потенциальных возможностях «Янтаря».

- Будет ли заводу по силам «индийская серия» при такой численности?

- Калининград - город с полумиллионным населением, и кадровую проблему при наличии заказов «Янтарь» решит.

- А что бы вы сказали о профсоюзной организации предприятия?

- На заводе примерно каждый второй - член профсоюза. Это немного. У организации немало и других проблем, в том числе технических, но дирекция предприятия помогает - и средствами связи, и оргтехникой, недавно помогли обзавестись компьютерами...

Мы встречались с руководством заводского профкома, рассказали о работе своего Межрегионального профсоюза. Позже выяснилось, что прибалтийцам никто не объяснил истинного положения дел и причин, а по некоторым вопросам разногласий нашего Межрегионального профсоюза с Российским профсоюзом судостроителей (РПРС) калининградцы вообще были проинформированы не полностью, а то и недостоверно. Когда же мы пояснили свою позицию, рассказали о сути спора, взаимопонимание было найдено.

- К слову, какие взаимоотношения у профкома «Янтаря» с РПРС?

- Похоже, на заводе складывается ситуация, схожая с нашей. В свое время калининградцы отказались перечислять средства в фонд солидарности, поскольку не согласились с принципами формирования этого фонда. С января этого года они также прекратили отчисления РПРС.

- Какова средняя зарплата на «Янтаре»?

- Порядка 10 тысяч рублей. Это немного, если помнить, что Калининградский регион является одним из самых дорогих в России по уровню проживания. Но и вопрос с ростом зарплаты также можно решить, имея в производстве крупные заказы.

- Итак, если подводить итоги поездки...

- То встречей и мы, и прибалтийцы остались довольны, ведь многое из того, что заботит их, хорошо знакомо нам, а своего опыта и планов мы не скрывали. Была у нас еще одна встреча - в Калининградской областной федерации профсоюзов с ее председателем В.К. Двуреченским. Владислав Кузьмич является заместителем председателя организационной комиссии ФНПР, и с ним мы обсуждали планы совместной работы с Федерацией профсоюзов Северо-Западного федерального округа и вхождения в ФНПР.

- Николай Иванович, от дел прибалтийских - к заботам нашим. Что бы вы выделили из самых горячих новостей?

- В последнее время было несколько случаев, когда нам отказывали в регистрации первичек нашего профсоюза. Так, скажем, случилось в Петербурге на «Северной верфи». В связи с этим мы обратились в прокуратуру. Прокуратура вынесла представление о неправомерности и необоснованности действий регистрационной службы Минюста. Иными словами, наше дело не стоит на месте, а трудности мы научились преодолевать.

- На апрель намечена конференция Межрегионального профсоюза, посвященная 100-летию подводного флота России, пройдет она в Северодвинске...

- Мы планируем провести ее 4-6 апреля. В повестке конференции рабочие вопросы: отчет за год, бюджет, возможно, будут вопросы по изменению и дополнениям в устав.

Беседовал Олег АНДРЕЕВ