Корабельная сторона
Номер от 21 марта 2006 г.

Первый после Бога
17 июля 1962 года для Северодвинска - день особый. Поход первой советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» подо льдами Северного полюса для того времени был не менее важным событием, чем покорение Юрием Гагариным космоса.

Первая атомная лодка, первый «атомный» экипаж, первый поход подо льдом на полюс. За этими словами стоит дело тысяч людей, но есть имена, которые в этом почетном списке стоят в самом начале. Командир «Ленинского комсомола» Лев Жильцов - первый.

Сказать, что награду «Герой Советского Союза» Лев Николаевич получил заслуженно, значит не сказать ничего. Тот поход был не просто первым, он был уникальным, опасным и рискованнее на несколько порядков выше, чем все предыдущие. Участники похода вспоминают, что к июлю 1962 года у моряков не было достаточной информации о толщине льдов, об осадках айсбергов, о водных каналах во льдах, пригодных для всплытия. О спутниковой навигации говорить даже не приходилось.

«Нашим учителем» назвал Льва Жильцова начальник Государственного центрального морского полигона контр-адмирал Виталий Федорин на открытии мемориальной доски на доме по ул. Торцева, 71, где первый командир атомной субмарины жил с 1957 по 1963 год.

За официальностью и военной красотой торжества все же не могли не вспомнить о легендарном подводнике как об открытом и ответственном человеке как на службе, так и дома, в кругу друзей и семьи.

- Казалось, что отец отвечал вообще за все, настолько он был внимателен и серьезен к мелочам. С ним рядом было необычайно спокойно, он вселял в людей уверенность и чувство полной защищенности, - вспоминает о контр-адмирале Жильцове его дочь Анна Львовна. И еще многие-многие могли бы присоединиться к этим словам, и экипаж «Ленинского комсомола», прошедший с командиром сложнейший маршрут, прежде всего.

Еще одна историческая точка появилась на карте города, а значит, память о легендарных земляках, живших с нами по соседству, жива и будет передана по назначению.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН