Корабельная сторона
Номер от 14 марта 2006 г.

Плавал «Дельфин» у Соломбалы
Наша первая боевая субмарина знавала и двинскую воду. Этот снимок не мог не появиться в нашей рубрике, и то, что публикуем мы его в самый канун 100-летия российского подводного флота, тоже объяснимо, ибо на фото запечатлен корабль, который официально считается первой русской боевой подводной лодкой. Называлась она «Дельфин».

Проект ее разработали морской инженер И.Г. Бубнов, инженер-механик И.С. Горюнов и первый командир этого корабля М.Н. Беклемишев. Но разве не было до этого момента в истории кораблестроения России подводных лодок, спросите вы, - Александровского, Джевецкого? Были, но боевыми кораблями по разным причинам они не считались.

Полное водоизмещение первой русской подлодки равнялось 123 тоннам, длина - 20 метрам. «Дельфин» мог нырять на глубину 55 метров. На лодке имелся бензиновый двигатель мощностью 220 л.с. и электрический двигатель мощностью 88,3 кВт. На поверхности моря корабль мог развивать скорость 9 узлов, под водой - 6 узлов. Принципиальная конструктивная новизна «Дельфина» заключалась главным образом в том, что цистерны главного балласта подлодки были вынесены из прочного корпуса в легкий, обшитый досками и покрытый листами оцинкованного железа. Экипаж лодки состоял из 10 моряков.

«Дельфин» построили на Балтийском заводе Петербурга, и он вступил в строй в мае 1904 года, то есть в разгар русско-японской войны. По железной дороге его доставили во Владивосток, где в феврале - мае 1905 года «Дельфин» неоднократно выходил в море на поиск неприятельских кораблей. Во время 1-й мировой войны, а точнее, в 1916 году лодку перевезли по железной дороге в Архангельск. Отсюда «Дельфин» намеревались отправить в Мурманск для участия в обороне Кольского залива. Поэтому можно сказать, что и наш нынешний областной центр к начальному периоду российского подплава тоже имеет отношение...

В целом лодка находилась в боевых порядках русского флота до августа 1917 года. Затем явно устаревший корабль, к тому же в связи с известными политическими событиями находившийся без надлежащего ухода, был, как сегодня принято говорить, утилизирован.

Олег АНДРЕЕВ