Корабельная сторона
Номер от 14 февраля 2006 г.

А если б он вез патроны?!
Не было б осечки, наш траулер могли потопить

Совершенно неожиданное продолжение получил прошлогодний громкий скандал с российским траулером «Электрон», который после задержания близ Шпицбергена сбежал из под эскорта норвежских кораблей в Мурманск.

НАДО сказать, российская пресса, поначалу проявлявшая интерес к тем событиям, постепенно утратила его. И напрасно. Теперь, спустя несколько месяцев, благодаря журналистам из Норвегии предаются огласке все новые подробности тех дней, и некоторые из них не лишены сенсационности.

Отметим, что небывалая напряженность в двусторонних отношениях между Россией и Норвегией после событий, связанных с «Электроном», сохраняется до сих пор. Норвежские рыбаки сегодня призывают свое правительство к решительному отпору «российским браконьерам». Вообще, после октябрьского инцидента на норвежские власти обрушилась волна критики. Руководителей военно-морского ведомства обвиняли в трусости и нежелании применить жесткие меры из-за страха перед конфликтом с Москвой. Даже появилась версия о том, что само преследование «Электрона» было организовано таким образом, чтобы позволить траулеру уйти в Россию...

В этих условиях, пытаясь как-то реабилитироваться в глазах нации, норвежскими военными моряками была устроена утечка информации, подтверждающая их решимость идти до конца. Так, газета «Нордлюс» сообщила, что корабль береговой охраны пытался обстрелять «Электрон» снарядами-болванками. Хотя заряда взрывчатки в них нет, они все же способны нанести серьезные повреждения и даже потопить такое судно, как российский траулер. Оказывается, четыре раза норвежцы пытались выстрелить, но всякий раз случалась осечка - у пушки заклинило замок. Выходит, морскую драму предотвратила случайность?

Другая норвежская газета - «Верденс Ганг» рассказала о неудачной попытке штурмовать «Электрон» с воздуха. Десантироваться с вертолета должно было элитное подразделение вооруженных сил Норвегии с базы морской пехоты в местечке Рамсунд. Солдаты уже погрузились в вертолет, когда операцию отменили: выяснилось, что при такой загрузке и в штормовых условиях вертолет не сможет долететь до «Электрона» из-за перерасхода горючего.

Хотя корабль-браконьер, а именно так называют российский траулер норвежцы, ушел, вооруженные силы все же не скрывают своего облегчения по поводу того, что все обошлось без крови. Последствия возможного потопления траулера или гибели его моряков могли быть самыми непредсказуемыми, ведь российско-норвежское противостояние в рыбоохранной зоне вокруг Шпицбергена, по мнению военных аналитиков, обострилось до такой степени, что открытый конфликт мог случиться в любой момент. Известно, что незадолго до бегства «Электрона» командующий вооруженными силами Норвегии Сверре Дисен направил правительству секретный доклад, в котором предупреждал об опасности применения «дипломатии канонерок» на Севере. По его мнению, политические и военные итоги таких действий могли быть крайне серьезными. Однако, как считают ряд обозревателей, к моменту конфликта вокруг «Электрона» правительство не сделало выводов из предупреждения командующего, а министр обороны Норвегии Анне-Грете Стрем-Эриксен узнала о существовании упомянутого доклада лишь после всего происшедшего.

В целом октябрьская драма накалила двусторонние отношения. Наша страна, несмотря на запрос государственного прокурора Норвегии Ларса Фаусе, отказалась предоставить возможность допросить капитана «Электрона», и норвежцам пришлось закрыть дело. Дальше - больше: намеченная на прошлую неделю встреча постоянной норвежско-российской комиссии по рыболовству в Тромсё сорвалась после отказа Москвы прислать своих представителей «из-за организационных проблем». Норвежцы считают, что истинная причина заключается в том, что на повестке дня среди прочего стоял вопрос правового сотрудничества в области рыбоохраны. Москва, как сообщает бюро новостей Норвегии NRK, стремится избежать обсуждения «проблемы «Электрона» и не брать на себя обязательства по предотвращению подобных случаев в будущем.

Норвежцы тоже не намерены уступать. Например, организация рыбаков-судовладельцев Норвегии на своем недавнем конгрессе призвала правительство проводить «более жесткую политику в отношении российских браконьеров». По оценкам норвежцев, «русские браконьеры» ежегодно лишают их прибыли в почти сто миллионов долларов.

Олег АНДРЕЕВ (по материалам СМИ)

Между прочим...

На прошлой неделе в одной из комиссий депутатами Госдумы рассматривался законопроект, упрощающий пересечение Государственной границы России рыболовецкими судами в ходе промысла. В частности, предлагается внести ряд поправок в закон с той целью, чтобы пограничные органы ФСБ могли обладать полномочиями в случае необходимости разрешать российским рыбопромысловым судам неоднократное пересечение Государственной границы без прохождения пограничного, таможенного и других видов контроля.

И неспециалисту понятно, что упрощение процедуры пересечения границы значительно сократит потери времени и улучшит экономические показатели рыболовецких предприятий, повысит эффективность использования водных биоресурсов и даст возможность развиваться береговой переработке.