Корабельная сторона
Номер от 30 января 2006 г.

У нас одна забота - квота!
От нее зависит решение проблем архангельских рыбаков и ягринских корабелов

В ПОСЛЕДНИЕ десять лет проблема квот на вылов морских ресурсов, что называется, навязла в зубах. И громкие «рыбные» скандалы, периодически сотрясающие все без исключения промысловые бассейны России, чаще всего имеют ту же основу. И для архангельских рыбаков предновогодье тоже начинается с тревожного ожидания: на что надеяться в предстоящем сезоне - будет ли у них работа?

Не стал исключением и год начавшийся. Документы, устанавливающие квоты, пришли из Федерального управления по рыболовству в Архангельск в самом конце декабря. Согласно им, нашим рыбакам разрешалось выловить трески на 881 тонну меньше, чем в прошлом году, атлантической сельди на 3601 и 417 тонн соответственно. Правда, заведомые убытки столичные чиновники «позволили компенсировать» на лове пикши, но здесь прибавили квоту всего-то на 110 тонн. Экономисты прикинули, что в таком случае архангельское предприятие потеряет только на промысле трески два миллиона долларов прибыли, а в целом убытки могут составить 150 миллионов рублей. Ответная реакция была скорой: руководство «Архангельского тралового флота» официально заявило, что с выделенными предприятию квотами не согласно...

В аналогичном положении, когда ограничения на вылов будут тормозить экономическое развитие, похоже, окажутся и другие организации. Так, Союз рыбопромышленников Севера, в который входят 45 рыбодобывающих предприятий, в прошлом году выловил более 195 тысяч тонн рыбы. Можно было бы и больше, но квоты на добычу трески, пикши, краба, за некоторым исключением, ими были освоены, а ловить окуня, камбалу, белого налима и другие породы в экономической зоне России рыбаки не смогли из-за несогласованных действий столичных чиновников. Не удивительно, что наилучших результатов добились те компании союза, которые бросились осваивать неквотируемые и малоизученные биоресурсы.

Особая речь о положении в рыболовецких колхозах. В нашей области распределение квот между пятью из них вообще обернулось серьезным скандалом, который перерос в судебный процесс. По правде, делу это помогло мало - рыба юридических решений не ждет, и за время разбирательств она мигрирует, покидая традиционные районы промысла.

Иными словами, рыболовецкие хозяйства, лишенные возможности заработать в море, естественно, лишаются возможности направить свою прибыль на приобретение новых промысловых судов, необходимость в которых давно уже ощущается. Так проблема квот напрямую пересекается с проблемой обновления флота и тормозит продвижение заказов для судостроителей.

В частности, траулер «Северодвинск» давно уже стоит на стапеле «Звездочки» в готовности 95 (!) процентов. Окончание работ на нем напрямую зависит от получения квот. И это понятно: никто не хочет работать в долг, как и приобретать промысловое судно для простоев. Вопрос с ягринским долгостроем в последние месяцы в очередной раз пытались решить как представители областной администрации, так и руководство предприятия «Звездочка».

Генеральный директор северодвинского предприятия Николай Калистратов постоянно держит этот вопрос под контролем и каждый свой визит в чиновную Москву бьется за свой простаивающий заказ. С некоторых пор к его усилиям добавились инициативы губернатора Николая Киселева. В последний раз, будучи на заседании Морской коллегии при правительстве, он обратился к ее председателю Сергею Иванову с просьбой перераспределить квоты на биоресурсы для тех самых пяти рыболовецких колхозов, что не смогли мирно разобраться между собой. В случае положительного исхода, получив гарантированные квоты, колхоз «Красное знамя» за счет своей прибыли сможет, наконец, приобрести северодвинский траулер. В итоге Федеральному агентству по рыболовству было дано поручение решить этот вопрос в кратчайшие сроки.

Однако с подачи нашего губернатора его вопрос на коллегии зазвучал шире, нежели сиюминутная проблема «Звездочки» и «Красного знамени». Николай Киселев предложил, чтобы порядок распределения квот был напрямую связан с постройкой новых промысловых судов на верфях России. Таким образом, может возникнуть, скажем так, стимул двойного назначения: для рыбаков и для судостроителей. Коллегия приняла решение вынести этот вопрос на одно из заседаний правительства в рамках обсуждения концепции развития отечественного судостроения.

И еще одна новость, которая, безусловно, заинтересует коллектив северодвинской «Звездочки». Николай Иванович предложил Морской коллегии идею переоборудования на ягринском предприятии двух строящихся траулеров в гидрографические суда или же в научные. Потребность в таких моряки уже ощущают. Само же переоборудование промысловых судов под новую специализацию в конструктивном и техническом отношении - вполне реальное дело.

Олег АНДРЕЕВ