Корабельная сторона
Номер от 24 января 2006 г.

И снизу - лед, и сверху – лед
В зимнем океане у моряков есть враг пострашнее шторма

КОГДА температура воздуха становится ниже, чем у забортной воды, корабль, его палуба, надстройки, мачты буквально на глазах «обрастают» льдом - тоннами льда. Это чревато для остойчивости, потеряв которую, корабль может сделать оверкиль - перевернуться.

Вот почему при первой же опасности обледенения объявляется аврал, и все, кто свободен от вахты, выходят окалывать лед. Порой эта борьба за выживание корабля и экипажа может длиться сутками, и далеко не всегда человек побеждает. Этот снимок военной поры сделан в Северной Атлантике на борту английского эсминца как раз в часы такого аврала...

Что ни говори, а подавляющее большинство кораблей огромного британского флота создавалось для плавания в более теплых водах, и для английских моряков война в Северной Атлантике, тем паче в русских приарктических водах, оказалась серьезным испытанием. Мы находим тому множество свидетельств, в том числе и в художественной литературе.

В свое время английский писатель Алистер Маклин написал замечательную повесть «Корабль Ее Величества «Улисс». Сюжет ее в каких-то моментах, можно сказать, вымышленный, но вот основа у него фактическая: британский крейсер идет в охранении одного из арктических конвоев. Здесь все против него: и тяжелый шторм, и мороз, и обледенение, и вражеские подлодки. Как мне кажется, в этой книге не столько батальные сцены, сколько описание борьбы людей со стихией зимнего океана производит очень сильное впечатление.

Вот почему я советую всем прочесть повесть Алистера Маклина. Думаю, не пожалеете.

Олег ХИМАНЫЧ