Корабельная сторона
Номер от 10 января 2006 г.

Причалы памяти для субмарин
Сегодня в военно-морском музее Карлскруны есть постоянная экспозиция, посвященная этому событию, а в одном из парков Стокгольма установлена еще одна субмарина 613 проекта с надлежащими комментариями. Заполучить наши лодки шведам было несложно: с развалом Союза флотское начальство принялось распродавать их очень активно.

В одном шведам не пошли навстречу - не отдали на поругание саму С-363. А в том, что глумление возможно, я убедился, когда попал на борт «русского музея» в Стокгольме. Там я увидел в центральном посту манекены в буденновках и милицейских фуражках. Водочные бутылки в кают-компании сопровождались комментарием - «традиционное убранство», а над мостиком реял темно-синий флаг вспомогательного флота...

Бывшие советские подлодки буквально наводнили весь мир. Приобретенные по цене металлолома, они стремительно заполнили нишу «музеев «холодной войны». Предприимчивые люди, торговавшие «кусочками» российской морской славы, были далеки от мысли оговаривать условия дальнейшего использования некогда грозных боевых кораблей, поэтому те зачастую превращались в бары, рестораны

(Б-77, Б-80), а то и просто плавучие бордели, как это случилось с Б-24 (651 проект) в Копенгагене. К счастью, на вконец запущенную лодку положили глаз немцы, перекупив ее для своего Морского музея в Пеенемюнде. Кораблю вернули пристойный вид, после чего тот занял центральное место в экспозиции. Его собрату Б-77 тоже повезло: в 2002 году после участия в съемках фильма «К-19. Оставляющая вдов» корабль обосновался в военно-морском музее города Провиденс (США). Американцы пообещали относиться к субмарине с не меньшим уважением, чем к главному своему экспонату - авианосцу «Саратога». Корабли мирно соседствуют, символизируя сближение бывших противников. Несколько бывших офицеров Б-77, посетив родной корабль, убедились, что слова новых хозяев не расходятся с делами. Но больше всего их удивила коллекция «раритетов», обнаруженных в ходе реставрации лодки. Среди них оказались: матросские книжки, отсечная документация, фотографии и даже штык-нож от АК-47. Бывший командир БЧ-3, смеясь, вспомнил, как лет пятнадцать тому назад был наказан вахтенный, потерявший его, а заодно и он сам как непосредственный начальник нерадивого матроса. Сегодня на борту Б-77 проходят научные конференции и слеты бойскаутов. Корабль охотно посещают… молодожены. Возникшие было проблемы с поддержанием субмарины на плаву благополучно решены путем заполнения цистерн главного балласта шариками от пинг-понга.

Казалось бы, чего проще: поместить корабль на берегу, и дело с концом. Ни тебе коррозии, ни опасности затонуть. Вспомните К-21 в Североморске или С-56 во Владивостоке. Однако времена меняются. И у нас определяющим фактором становится арендная плата за землю, значительно превышающая стоимость стоянки у пирса.

Из разговора с директором мемориального комплекса «Д-2 «Народоволец» Анатолием Кузьмичом Савченко я узнал, что над музеем одной из первых подводных лодок отечественной постройки нависла угроза: развитие соседствующего выставочного комплекса «Ленэкспо» требует расширения… в том числе за счет территории музея, и с этим согласны городские чиновники… Все это навело главного конструктора ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова Михаила Дегтерева на мысль о создании музейного комплекса в прибрежной полосе острова Котлин, причем, в корпусе крупнейшей подлодки мира - тяжелого атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 941 («Typhoon»). Установленный на бетонных пилонах 175-метровый исполин способен разместить на своих четырех палубах с полезной площадью свыше 10 тысяч кв. метров огромное количество общественно-культурных учреждений и значительно разгрузить фонды Центрального военно-морского музея. Известно, что из 700 тысяч единиц хранения в постоянной экспозиции находится лишь 13 тысяч. Комплекс мог бы стать Центром международного туризма, музеем достижений ВПК и реальным символом славы Военно-Морского Флота. Но нужны воля власть предержащих и средства специально созданных фондов. Этим путем следуют организаторы большинства морских музейных комплексов всего мира.

Сергей АПРЕЛЕВ. Окончание следует