Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Вторник, 23 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 10 января 2006 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 10 января 2006 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

«Отчаянный» по имени «Al Nasser»

Версия для печатиОтправить статью другу
Оказывается, на стапелях Северодвинска создавалась новейшая история... Египта

В самом начале 50-х, когда корабль этот строили на заводе № 402, он ничем не отличался от большинства своих собратьев - семнадцати эсминцев проекта 30-бис молотовской серии. Напрасными были попытки отыскать хотя бы короткую историю, хотя бы крохотную деталь в технических документах, в особых замечаниях приемного акта, которые бы выделяли его из остальных. Нет, эсминец «Отчаянный» - заводской заказ под номером 195 - обыденно и ровно шел по стапельной прямой южного дока нынешнего цеха 50. Когда же под началом первого своего командира капитана II ранга М.И. Горячкина эсминец покинул наш город, конечно же, никто не думал, что спустя 16 лет он на самом полном ходу войдет в новейшую историю... Египта, хотя и под иным, новым названием - «Al Nasser».

По «хлопковому соглашению»

Сегодня ни для кого не секрет многолетняя военная помощь нашей страны Египту. А вот поди ж ты - за арабской историей нашего северодвинского (молотовского) эсминца пришлось охотиться более шести лет. Материалы собирались трудно, по крупицам. Сам факт присутствия в составе египетских ВМС советских «тридцаток-бис» известен давно, да и скрывать его не очень-то стремились, но какие именно корабли перешли под арабский флаг, выяснить не удавалось. Дело в том, что некоторые из эсминцев передавались лишь на определенное время, затем возвращались в Советский Союз, а их чужеземные наименования, как и бортовые номера, наследовали новые корабли того же типа. Создавалось впечатление, что ничего не меняется в египетском флоте. В конце концов, даже всесведущий «Jane» и тот устал отслеживать упомянутые «обменные операции» и, чтобы окончательно не запутаться, принялся в разделе ВМС Египта указывать лишь количество и класс эсминцев без каких-либо комментариев предыстории их появления.

Первые советские эсминцы ушли под арабский флаг еще в 1956-м, когда реализовывалось крупное соглашение, подписанное Н.С. Хрущевым и Г.А. Насером. Соглашение получило прозвище «хлопкового» - по названию того товара, которым египетский лидер собирался оплатить военную помощь. Арабы решались на национализацию Суэцкого канала, а без силового аргумента подобное отстоять было невозможно. Вот тогда и поплыло в Египет советское оружие: танки, артиллерия, самолеты, корабли - хотя не самые новые, но надежные и уже хорошо зарекомендовавшие себя.

Отправились и два балтийских эсминца: им предстояло усилить флот арабов, состоявший на ту пору из двух устаревших британских эсминцев, пяти фрегатов и нескольких корветов времен Второй мировой. Черед северодвинских кораблей наступил через 12 лет, а до той поры «Отчаянный», вступивший в строй в 1952-м, исправно служил на Севере.

Ветераны советской 5-й оперативной эскадры рассказывали мне, что к этому моменту североморские эсминцы уже прочно прописались в Средиземном море. Наряду с другими кораблями Черноморского и Балтийского флотов. Базировались они в Александрии - главной гавани египтян. Поэтому никто не удивился, когда ранней весной 1968-го у причалов ее ошвартовались «Отчаянный» и «Отзывчивый». Последний, к слову сказать, тоже постройки завода №402 (заказ №194).

Ветеран «средиземок» бывший комендор Н.И. Полищук рассказывал: «Своих встретить на чужбине - всегда большая радость. А тут сразу два корабля пришли, стали рядом. Офицеры к тому относились с пониманием и препятствий не чинили - вот мы и бегали в гости друг к другу. Что запомнил: на «Отзывчивом» уже стояли новейшие системы вооружения, ребята-зенитчики мне их показывали. У нас таких не было...»

Прав Николай Иванович: «Отчаянный» к весне 1968-го отличался от своих кораблей-собратьев. В Севастополе северодвинский корабль прошел модернизацию по так называемому проекту 30-БА. Черноморцы усилили его гидроакустику, поставили реактивные бомбометы, а самое главное, новые зенитные комплексы «увязали» с радиолокационной системой. И это сыграло ключевую роль впоследствии. Но сначала...

После Шестидневной войны

С ветераном флота П.И. Стариковым меня познакомил высокий офицерский чин. Он же, представляя Петра Ивановича, без обиняков сообщил о нем: служил в Египте, в корпусе наших морских советников при Насере.

Долго и безуспешно пытался я вывести Петра Ивановича на арабскую биографию «Отчаянного». Но ветеран либо деликатно менял тему, либо ссылался на некую «неактуальность», либо обещал рассказать в следующий раз. Следующий раз наступал, и все повторялось. Однако и я не уставал напоминать. И однажды Петр Иванович сдался.

Вот что он поведал: «Мы прибыли в Египет после известной Шестидневной войны. Командовал нами капитан I ранга В. И. Зуб - очень толковый офицер, из североморцев, кстати. Видим, дело дрянь: израильтяне тогда арабам крепко всыпали - армия у них деморализована, на флоте - бедлам! Бывшие наши корабли запущены: ржавчина уже внутрь пошла, в помещениях плесень, в трюмах грязь, в пищеблоке склад барахла, а по мостику крысы без опаски гуляют. Служба поставлена безобразно: вахты по сути нет, офицер, два-три старшины на весь корабль. И больше никого! В море идти - двое-трое суток со всей Александрии экипаж сгоняют. Выйдут за приемный буй, сэндвичи свои съедят, камбуз-то бездействует, и все! Разворот на 180 градусов, к причалу и врассыпную по домам на неделю-две. Так арабы воевали.

Стали мы, что называется, гайки закручивать, дурь и лень выжимать. Намучились. С офицерами еще куда ни шло - они там прилично получали и за место держались, а вот матросы у них лентяи, каких белый свет не видывал. Многих тогда выгнали. Дремучее мусульманство с пятикратными молитвами на борту стали прижимать. Хотя и не сразу. На «Отчаянный» и на бывший наш «Бессменный» отобрали лучших, стали школить дальше, по полной программе, и через год корабли и экипажи стали лучшими...»

Дополним рассказ ветерана. «Бессменный» получил у арабов наименование «Damiette», а «Отчаянный» - «Al Nassep», в честь их национального лидера.

Война Египта с Израилем продолжалась, и для северодвинского эсминца наступил тот самый исторический момент. По официальной версии, произошло следующее.

Двое против сорока

В составе соединения египетского флота «Al Nasser» и «Damiette» подкрались ночью к побережью Синайского полуострова. В 40 километрах от Порт-Саида квартировала израильская военная механизированная колонна. Корабли ее уничтожили в течение нескольких часов. На обратном пути в базу их нагнали самолеты противника числом около сорока. Два часа эсминцы отражали их атаки, сбили три штурмовика. Новая советская система заградительного огня защитила корабли.

Моряков тогда встретили как национальных героев. По меркам арабов, тот бой был великим сражением. Командиров кораблей наградили высшими египетскими орденами (наши советники, надо сказать, тоже не остались внакладе). Но, самое главное, в ознаменование той победы законодатели Египта учредили специальные офицерский орден и матросскую медаль - что-то наподобие наших ордена и медали Ушакова. Вот так ярко и самобытно вошел в историю арабского государства корабль, построенный на молотовском заводе № 402.

Что было дальше? Арабо-израильская война закончилась. Ближневосточные распри поутихли. Имя Гамаль Абдель Насера несколько потускнело, и в 1973 году нашему «Отчаянному» арабы дали новое, но не менее высокозначимое название - «6 October» - в память о дате одной из своих побед. Корабль этот еще долго служил, числился в составе египетских ВМС до конца 1986 года.

И, чтобы закрыть египетскую тему в истории эсминцев, строившихся в нашем городе, скажем, что в период арабо-израильской войны 1968-1972 годов службу в ближневосточных водах несли еще три северодвин-ских корабля: «Отзывчивый», «Оживленный», «Огненный». Но ходили они под своими исконными именами и родным, советским Военно-морским флагом.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Злая вода  |
Северодвинск   «Отчаянный» по имени «Al Nasser»  |  Переславль нас не дождался  |  Конфликт без конфликта?  |  В новый год с новыми двигателями  |  Запас прочности объекта №8  |
Россия   Возили баржи адмиралов  |  Поберегись, экватор!  |  Причалы памяти для субмарин  |  Годовщина Двинской цитадели  |  На смену крейсерским  |  У всех на устах  |  У богатых своя жизнь. И флот тоже  |  Тайна Сюрзи не раскрыта  |  Транспортный мост на Север  |  Электричкам - зеленый свет!  |  «Самбург» опередил «Пионера»  |  За кормой новый трал  |  В несколько строк  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Январь 2006
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com