Корабельная сторона
Номер от 1 января 2006 г.

Бежала дежурка по рельсам железным
Сегодня, наверное, никто и не припомнит точно, когда пригородный поезд из нашего города до Исакогорки начали именовать «дежуркой». Есть только версии...

ПО ОДНОЙ из них, «дежурка» - это просторечное от дежурного поезда, который ежедневно развозил путейцев по всем полустанкам и разъездам строящейся стальной дороги на Молотовск. Говорят, это был небольшой состав - из двух-трех крытых вагончиков, а порой даже из нескольких открытых платформ. По крайней мере, сохранился для истории фотоснимок самого первого «поезда», прошедшего по железнодорожной ветке от Судостроя до узловой станции Исакогорка: пару вагончиков тянет за собой... грузовая дрезина.

Паровозы появились немного позднее, и сначала ими были легкие локомотивы серии «Ов», прозванные в народе «овечками». А вот за ними на дорогу выкатилась уже более серьезная техника. Паровая тяга на «молотовской ветке» просуществовала много лет. Даже когда в шестидесятых Северная дорога перешла на дизельную, тепловую тягу, паровые локомотивы еще долго трудились, и не только на маневровых работах по станции. К слову, утверждают, что и сегодня в депо станции Исакогорка железнодорожники эксплуатируют, сохранив в исправном состоянии, паровоз серии «Эр».

На этом снимке шестидесятых запечатлена обычная «дежурка», та самая, какой добирались до Архангельска большинство северодвинцев. Об автомобильной дороге тогда еще и речи не велось. А вот мост через Двину, скорее всего, уже был или же заканчивал строиться. Обратите внимание: «дежурка» катится по рельсам, проложенным на высокой насыпи, - это, предположительно, въезд на мост в районе Бакарицы.

Олег АНДРЕЕВ