Корабельная сторона
Номер от 1 января 2006 г.

К пользе и славе Отечества
Корабел Федор Шушарин издает собрание собственных сочинений

Желание написать книгу о Севмаше Ф.Н. Шушарин вынашивал давно. И когда возглавлял технологическую службу завода, и когда работал главным инженером предприятия, и когда пришел работать в Севмашвтуз.

- ЧИТАЯ лекции, я пришел к выводу, что смог бы дать более глубокую и обширную информацию студентам, а не только азы знаний, - рассказывал Федор Николаевич, - так созрело решение подготовить для них новое учебное пособие на базе тех, что были предложены мною ранее для организации строительства кораблей.

Профессор Севмашвтуза Шушарин решился на комплексное исследование темы и написание монографии. Будущая книга представляется ему учебником, полезным и студенту, и технологу, и начальнику цеха. Он понимал, что изложить накопившиеся идеи и мысли - значит, сохранить на долгие годы для многих поколений свои знания о Севмаше. Запас таких знаний формировался у ветерана судостроительной отрасли в течение 55 лет.

- Я ведь захватил еще сталинские времена, когда отечественный флот определяли крупные артиллерийские корабли, - рассказывает Федор Николаевич, - При Хрущеве стали переходить на ракетную технику, а с закладки первой отечественной атомной лодки начался «золотой век» подводного кораблестроения, продолжавшийся без малого сорок лет...

У истоков «золотого века» Севмаша, как известно, стояла легендарная личность Евгения Павловича Егорова - директора предприятия.

- Я впитывал идеи и мысли Егорова, - признается ветеран, - а бывая на родственных заводах Ленинграда, Николаева, Комсомольска-на-Амуре, на «Красном Сормове» в Горьком, сравнивал наши и их достижения...

Но до этого Шушарин в известной мере испытал на себе благотворное влияние Константина Кулигина - также выдающейся личности в нашем кораблестроении. Многое дали ему и Владимир Дубовиченко, и Валентин Вашанцев - известные специалисты предприятия. Недаром же в 1969-м выпускник вечернего отделения кораблестроительного факультета Севмашвтуза Федор Шушарин вместе с другими специалистами завода был удостоен Государственной премии СССР за разработку и создание поточно-механизированного комплекса по изготовлению блок-секций атомных подводных лодок.

А после была работа под руководством Сергея Васильевича Слесаревича - лидера крупной инженерной службы, основателя технологической школы.

Иными словами, опыта и знаний Федору Николаевичу не занимать. Именно обобщение накопленного опыта и знаний стали основой для его многотомного труда. Сам автор характеризует его как научно-специализированное учебное пособие, поскольку оно содержит практические рекомендации для специалистов и по существу является новым учебником для студентов.

Первые три тома монографии посвящены технологии и организации строительства кораблей. Четвертая книга - об истории создания завода. Завершить труд предполагалось хронологией технико-экономических показателей деятельности Севмаша за сорок лет его существования. Однако позже возникла идея шестого тома - о людях Севмаша.

Первый том уже радует читателей. Его выход автор приурочил к своему 75-летию, второй вот-вот выйдет, а третий планируется выпустить к 100-летию подводного флота России. Еще три оставшиеся книги намечено завершить в первой половине 2006 года.

Федор Николаевич Шушарин - земляк Великого помора М.В. Ломоносова. Однажды газета «Правда» опубликовала на своих страницах снимок 30-х годов: холмогорский земледелец Николай Шушарин со своим сыном Федором восседают на новехоньком тракторе... «Может быть, эта фотография, - размышляет сегодня Федор Николаевич, - и явилась тем «перстом судьбы», который определил всю мою дальнейшую жизнь, указав мне с детских лет - быть с техникой на ты...

Лауреат Государственной премии, орденоносец, почетный член Ломоносовского фонда северодвинец Ф.Н. Шушарин стал достойным продолжателем традиций русской технической интеллигенции. «К пользе и славе Отечества» - этой заповеди Ломоносова Федор Николаевич остается верен и сегодня.

Юрий АНАНЬИН