Корабельная сторона
Номер от 26 декабря 2005 г.

Бомбовозы ледовой разведки
Вместо атомного оружия они возили мешки с картошкой

У этой фотографии необычная судьба. Снимок, сделанный на аэродроме далекого заполярного поселка Тикси в пятидесятых, долго путешествовал практически по всей стране со своим хозяином - летчиком дальней авиации Михаилом Петровичем Кадниковым. Впоследствии фото оказалось в домашнем альбоме его дочери, которая и передала его нам.

ЦЕННОСТЬ этого снимка в том, что на нем запечатлен необычный для нашей полярной авиации самолет - Ту-4. Мощная четырехмоторная машина создавалась в конструкторском бюро А.Н. Туполева как первый советский стратегический бомбардировщик. Собственно, в таком качестве он и появился впервые в небе Советского Союза в 1946 году.

Иные утверждают, что Андрей Николаевич Туполев будто бы полностью скопировал Ту-4 с американского стратегического бомбовоза В-29, воспользовавшись тем, что несколько таких американских машин совершили вынужденную посадку на нашем Дальнем Востоке еще в годы войны с Японией. И кстати, идею эту, как поговаривают, ему подал не кто иной, как Л.П. Берия. Так или иначе, но по конструкторскому решению, новизне примененных материалов и бортового оборудования Ту-4 произвел настоящую революцию в технологиях нашей авиационной промышленности.

Серийное производство Ту-4 в качестве бомбовозов продолжалось до 1952 года, и всего было построено 847 самолетов. Позже устаревшие машины передавались гражданским ведомствам, в том числе для использования в полярной авиации.

Ту-4 много потрудился в небе нашей Арктики. Здесь он продемонстрировал и свою надежность при эксплуатации в тяжелых погодных условиях, пригодность к посадке на заснеженные аэродромы, а главное - невиданную дальность полета. Оборудованный дополнительными топливными баками, самолет мог преодолевать свыше 7 тысяч километров. Поэтому Ту-4 добирался в самые отдаленные уголки, где наши ученые имели возможность вести и ледовую разведку, и особые наблюдения даже в полюсных широтах.

А еще большую грузоподъемность самолета полярники использовали по-своему: бомбовозы, созданные, чтобы нести атомное оружие, доставляли в отдаленные точки Севморпути такие грузы, как лопасти винтов для ледоколов, тяжелое электрооборудование, насосы, а порой везли на полярную станцию много-много... мешков с картошкой.

Олег АНДРЕЕВ