Корабельная сторона
Номер от 20 декабря 2005 г.

Последняя битва капитана Соколова
Атомный ледокол «Ленин» мог стать музеем на Южных Яграх

В одном из номеров «Корабельной стороны» под нашей традиционной рубрикой мы уже рассказывали о событиях начала семидесятых, когда в результате самоотверженных усилий корабелов предприятия «Звездочка» был модернизирован первый в мире атомный ледокол «Ленин».

ТОТ наш материал назывался «Лениниана» на Яграх». Сегодняшняя публикация является своеобразным продолжением этой темы. Известно, что трудовая биография первого нашего атомного ледокола завершилась в 1989 году, когда его вывели из эксплуатации и поставили на отстой. В том, что ледовый корабль смог после капитального ремонта отходить еще 19 арктических навигаций, безусловно, есть заслуга ягринского коллектива. Но и после этого момента связи моряков-ледокольщиков и предприятия «Звездочка» не прервались. Капитан ледокола «Ленин» Герой Социалистического Труда Борис Макарович Соколов впоследствии несколько раз приезжал в Северодвинск. В наш город его приводили обстоятельства, также связанные с кораблем, на котором он отходил большую часть своей судоводительской практики. Решался вопрос о сохранении ледокола в качестве корабля-музея, и решался он очень тяжело. Борис Макарович буквально бился за эту идею, и ему приходилось противостоять новоиспеченным российским капиталистам, которые предлагали продать «Ленина» за границу. Как утверждают, был в свое время даже вариант разрешения проблемы, который предполагал постановку атомного ледокола на вечную стоянку в Северодвинске.

Этот снимок, сделанный в заводском музее трудовой славы «Звездочки», напоминает нам об одном из визитов капитана Б.М. Соколова в наш город и встрече его с генеральным директором ягринского предприятия А.Ф. Зрячевым.

А многотрудная борьба за ледокол «Ленин», между прочим, завершилась так, как и должна была завершиться по разумению людей, еще не ставших Иванами, не помнящими родства. Сейчас «Ленин» находится в Мурманске, на акватории морского порта. Реакторы его давно уже бездействуют, ядерная зона выгружена, нашлись инвесторы, в том числе и зарубежные. Первый атомный ледокол, вторую жизнь которому дали северодвинцы, сегодня ждет переоборудования в музей.

Олег АНДРЕЕВ