Корабельная сторона
Номер от 12 декабря 2005 г.

За что боролись, на то и напоролись
Подведены итоги 34-й сессии смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству. Она прошла в Калининграде.

Национальные квоты по вылову трески Норвегии и России в 2006 году будут сокращены на 6 тысяч тонн каждая, на 2 тысячи тонн уменьшатся квоты третьих стран. Квота пикши составит 120 тысяч тонн, что несколько больше, чем в прошлом году. Решился вопрос выдачи лицензий норвежским и российским судам при их промысле в зоне чужого государства. Раньше и те, и другие заявлялись на промысел списочно, в 2006 году будет иначе. Работать рыболовецкие суда станут по индивидуальным лицензиям. То есть для того, чтобы российскому судну начать промысел в Норвежской экономической зоне, ему придется зайти в любой норвежский порт, получить там лицензию и двух инспекторов в придачу с соответствующей им зарплатой за услуги. То же самое придется проделать и норвежскому рыболовецкому судну, прежде чем начать промысел в Российской экономической зоне. Для справки: на одно норвежское судно в российской зоне приходится около 40 российских траулеров в норвежской. Вывод: на что нарывались, на то и напоролись.

Как и в 2005 году, достигнута договоренность о направлении отчетности о перегрузках в море государствам флага, об обмене этой информацией. В 2006 году, как и в прошлом, запрещен перегруз в море судам, не имеющим права плавать под флагом комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантики, России и Норвегии.

Стороны обязались регулярно в течение года предоставлять друг другу сведения по вылову квотируемых ресурсов. Дополнительно было принято решение создать при Постоянном комитете подкомитет по контролю перелова.

Стороны также согласились создать при Постоянном комитете еще один подкомитет - по разработке мер совершенствования контроля и обеспечения применения санкций при нарушении правил промысла в Баренцевом и Норвежском морях. И включить туда представителей налоговых, таможенных, правоохранительных органов. Необходимо классифицировать нарушения по критериям, чтобы знать, например, при котором судно-нарушитель можно препроводить в порт для ареста, а можно и просто оштрафовать и т. д. Договорились и о том, что любые суда третьих стран не могут проходить через норвежскую или российскую зону.

С целью обеспечения лучшего контроля стороны намерены обратиться к рыболовным министрам своих стран для передачи по дипканалам совместных посланий к министрам рыболовства других стран, дабы склонить их к идее давать информацию о перегрузах в своих портах. На сегодняшний день этого не делается.

Алексей ОБЕРУК