Корабельная сторона
Номер от 29 ноября 2005 г.

Почем баррель от «Приразломной»?
С ходом строительства платформы ветеранов познакомил зам. главного конструктора Севмаша Василий Кузьмин

А ПРОИЗОШЛО это на очередном заседании клуба «Корабел», где собрались умудренные опытом судостроители. Представлять им Кузьмина не потребовалось. Темой строительства «Приразломной» он владеет по своей профессиональной принадлежности к этому уникальному объекту. Основой же его выступления стал фильм, созданный для заказчика специалистами проектно-конструкторского бюро. Первую его часть составила компьютерная графика, вторую - документальные фотоснимки.

Благодаря этому перед зрителями предстала впечатляющая панорама того, как один за другим из эллинга в наливной бассейн выводятся суперблоки кессона, затем в последовательности демонстрируются операции, стыковка блоков, сварка на поверхности и под водой верхних и нижних стыков.

Последней операции предшествовали острые дебаты конструкторов, технологов и ученых. Поскольку на проработку документации времени порой не хватало, выручали опыт, смекалка, а подчас и удача. Решение задачи в итоге получилось экономичным и безопасным для исполнителей.

Познакомил Кузьмин и с ходом дел на «Приразломной» в настоящий момент. Работы на платформе ведутся широким фронтом, поскольку на кессоне еще хватает дел. Не оставляют заботы и по верхнему строению. Часть его по инициативе заказчика создается в Выборге. В непростой судьбе «Приразломной» известную роль играют конструкции «Хаттона». Об их приобретении и транспортировке Василий Кузьмин рассказал, особо остановившись на этих операциях.

Основные события в ближайшем будущем будут развиваться в том районе заводской акватории, где оборудован подводный котлован. Кессон разместят на его дне, где специально для этого подрядная организация из Санкт-Петербурга подготовила ложе из щебня. С помощью баржи и других средств на тяжеловесном кессоне (его масса составляет порядка 70 тысяч тонн) и будет размещено готовое верхнее строение. Работы по монтажу намечены на следующее лето.

Завершенный вид «Приразломная» примет после установки на ней факельных вышек, спасательного оборудования и оборудования для отгрузки нефти. Однако на пути к месторождению в Печорском море платформе предстоит сделать остановку в Североморске и на местном заводе железобетонных изделий принять дополнительно 140 тысяч тонн балласта. Этот «довесок» позволит увеличить осадку «Приразломной» с 7,5 до 16,5 метра.

Буксиры установят платформу в том районе Печорского моря, где глубина составляет 19,2 метра. Платформа сядет на дно, за счет собственной массы будет противостоять напору арктических льдов. В ее районе буровики сделают порядка 40 скважин. По оценкам специалистов, месторождение содержит около 67 миллионов тонн нефти. Обслуживать работу «Приразломной» в автономном режиме будут 60-дневные смены по двести человек.

Большие дела требуют и немалых затрат, в том числе и по времени. Только не сказкой живут корабелы Севмаша, создавая уникальную ледостойкую платформу. Реальность сдачи ее в установленные сроки ни у кого сегодня не вызывает сомнения.

У собравшихся ветеранов предприятия были и вопросы к докладчику. Хорошая ли нефть в Печорском бассейне? Во что обойдется один ее баррель? Окупятся ли затраты? Василий Кузьмин, как опытный специалист, знал, как ответить аудитории. А завершил он свое выступление словами известного корабела Юрия Николаевича Гречкова, стоявшего у истоков организации этого строительства. Рано или поздно, говорил он, осваивать шельф арктических морей России все равно придется.

Юрий АНАНЬИН