Корабельная сторона
Номер от 22 ноября 2005 г.

О мастерстве звонят колокола
Северодвинские корабелы осваивают тонкое дело северных звонов

РАБОТА на стапель - привычное дело корабелов. Но специалисты Севмаша умеют и многое другое, в том числе отливать уникальные колокола. Прошедший в Архангельске фестиваль колокольных звонов выставил высокие оценки творениям северодвинских корабелов.

- В тридцатилетней истории северных звонов, - отметил заместитель директора музея «Малые Корелы» Александр Давыдов, - особая тональность принадлежит колоколам искусных мастеров Севмаша. Разносимый ими благовест слышен сегодня на Соловках, со звонниц Архангельска и Северодвинска, в селах поморской земли. Только в последние годы корабелы выполняли заказ Свято-Троицкой церкви в селе Пянда, Свято-Воскресенского храма нашего города, одного из соборов Малых Корел.

«Каждый такой заказ православной церкви не повторяет предыдущий. Его выполнение требует индивидуального подхода, - рассказывает исполняющий обязанности начальника цеха цветного литья Василий Блоцкий. - Звукоряд для Архангельска в 2003 году, например, состоял из девяти колоколов. Завершал музыкальную композицию звон, воспроизводимый колоколом массой в 390 килограммов. До этого литейщики имели дело со звонницей из семи колоколов весом от 7 до 100 килограммов».

Интересна технология эксклюзивных отливок. За моделью из гипса и дерева следуют формовка и заливка. Используемый сплав, преимущественно бронза, отличается один от другого добавками олова, меди и цинка. Над колоколом помимо литейщиков «колдуют» модельщики и гальваники. Наиболее сложен, пожалуй, процесс обработки. Обрубщики передают заказ химикам цеха 6. Здесь колокол подвергается обработке азотной кислотой, а затем патинированию. Покрытие воском предохраняет изделие от окисления.

Известно, что цех 31 до определенного времени работал по прямым договорам. Теперь держателями таких договоров являются либо отдел главного металлурга, либо так называемое третье производство. Они и имеют дело с заказчиком. О рентабельности таких работ, как и его стабильности, речи не идет: дело-то богоугодное. Тенденция же такова: потребность в такого рода продукции год от года возрастает.

В свое время самостоятельное производство колоколов на Севмаше пытался наладить известный художник-скульптор Андрей Васильевич Савельев. Уже будучи на пенсии, после успешной работы над бюстом А.Н. Крылова, который сейчас установлен при входе во втуз, он вынашивал одну идею за другой. В цехе 31 ему было выделено помещение для своеобразной лаборатории. Помимо организации технической стороны дела, Савельев был способен вложить и душу в создание колокола. Помнится, как он завораживал своим творчеством заводских специалистов, способных поддержать тот или иной проект. Он даже нашел месторождение синей глины, наиболее подходящей для слепков моделей. К тому же Андрей Васильевич был знаком с первым звонарем России Иваном Даниловым и сейчас поддерживает творческие связи с его учеником Андреем Дьячковым.

Андрею Савельеву нынешним летом исполнилось семьдесят пять. Не все идеи мастера получили поддержку, а значит, и воплощение в металле. Однако благозвучие колоколов, в свое время настроенных Андреем Васильевичем, а ныне прозвучавших на фестивале, не может не волновать душу.

Юрий АНАНЬИН