Корабельная сторона
Номер от 15 ноября 2005 г.

Полуподводная лодка «Кэта»
«О том, что представляет из себя подводная лодка, мы все, хотя бы сносно, представляем. Недавно встретил упоминание о «полуподводных лодках». Вы бы не могли пояснить, что это такое? Александр ВАСИЛЬЕВ».

Полуподводная лодка - крайне редкий тип кораблей. Достаточно сказать, что за всю историю кораблестроения всего их было построено несколько десятков. Идея создания полуподводных лодок возникла на стыке XIX и XX веков. По сути такой корабль представлял собой подобие миниатюрной подводной лодки, целью которой было незаметно подобраться к вражескому кораблю и поразить его минным оружием. При этом корпус лодки находился практически под водой, а на поверхности оставались очень небольшой рубочный люк и шахта для забора воздуха. Проект предполагал, что в самом крайнем случае - при необходимости уйти от преследователей - полуподводная лодка могла на время погрузиться на небольшую глубину. В этом случае ее бензиновый двигатель работал на внутриотсечном воздухе, создавая опасное для экипажа разрежение в самой лодке.

В России разработкой такого корабля занимался, в частности, лейтенант С.А. Янович. Его полуподводная лодка создавалась в самый канун русско-японской войны 1904-1905гг. и даже успела «повоевать» на Дальнем Востоке, куда ее переправили железнодорожным эшелоном. Корабль нес две торпеды, и в довесок его вооружили... пулеметом. Непосредственно в боях «Кэта», так нарек свое детище Янович, не участвовала, хотя однажды при патрулировании мелководного Амурского залива и пыталась выйти в атаку на японские миноносцы, но тут же... села на мель.

В более поздний период идея создания полуподводных лодок не получила распространения.