Корабельная сторона
Номер от 8 ноября 2005 г.

«Лениниана» на острове Ягры
Так можно назвать трудовой подвиг коллектива «Звездочки»

Первенец атомного ледокольного флота «Ленин» исправно прослужил на Севморпути шесть лет, как неожиданно в 1966-м при подготовке к очередной навигации в корпусе одного из трех реакторов корабля была обнаружена течь, устранить которую без замены всей атомной энергетической установки оказалось невозможным.

18 февраля 1967 года Совет Министров СССР постановил: ремонт и модернизацию «Ленина» поручить северодвинцам. Там же указывались и сроки, чрезвычайно сжатые: закончить работы к 100-летию В.И. Ленина. То есть с самого начала ремонту придавалось серьезное политическое значение. В декабре того же года ледокол стал у стенки северо-двинского предприятия.

О характере работ, их объеме красноречиво говорили такие цифры: предстояло сформировать на корабле 220 новых помещений из 678 имеющихся, установить 6200 единиц нового оборудования, проложить 200 километров электрокабеля, 50 километров труб различного диаметра, а самое главное, дать новое атомное сердце ледоколу - АЭУ ОК-900. Для предприятия с 13-летним трудовым стажем, а таков был возраст «Звездочки» к этому моменту, это была очень сложная и ответственная задача.

История модернизации «Ленина» полна драматических моментов. Ягринцев не раз подводили многие поставщики оборудования: мало того что они срывали сроки, временами приходилось устранять их брак. К тому же в ходе уникальных работ временами возникали непредвиденные технологические трудности, которые специалисты «Звездочки» решали, как говорится, на свой страх и риск. И решали правильно, обеспечивая и сроки, и высокий запас надежности ледовому богатырю. Девизом работавших стало правило: не выполнил задания - не уходи домой. Справедливости ради нужно упомянуть: вместе с северодвинцами на ледоколе работали специалисты-контрагенты от 37 предприятий Советского Союза.

Сегодня можно раскрыть карты: многие чиновники в столице не верили в успех ягринцев, иные, выслушав о намерениях уложиться в срок, называли их фантазерами...

Напрасно не верили: 21 апреля 1970 года в 23 часа 30 минут, в самый канун 100-летия В.И. Ленина, на ледоколе был осуществлен ввод атомной энергетической установки. Потом, правда, были еще несколько недель напряженного труда, несколько новых драматических моментов, прежде чем 19 мая «Ленин» своим ходом отошел от причала «Звездочки» и взял курс на Мурманск. А 20 июня в Баренцевом море на борту ледокола подписали приемный акт.

Этот снимок был сделан несколько раньше. Заводчане весной 1970-го при случае любили фотографироваться на память на фоне ледокола. И не без оснований. Скажем больше, имели на то полное право. Как победители беспримерной производственной «Ленинианы».

Олег ХИМАНЫЧ