Корабельная сторона
Номер от 1 ноября 2005 г.

Теодору Нетте - пароходу и человеку
В одном из сентябрьских выпусков рубрики «Ваш старый альбом» мы опубликовали фото парохода «Теодор Нетте», о котором писал поэт Владимир Маяковский в своем хрестоматийном произведении. Наша публикация нашла свое продолжение...

ПРЕЕМНИКОМ парохода «Теодор Нетте», о котором мы также писали, в Северном морском пароходстве стал газотурбоход, построенный ленинградцами в 1963 году. Примечательно, что судно было построено из металлолома, собранного школьниками и трудовыми коллективами того времени.

Аналогичных судов всего было построено шесть. Установленные на них газогенераторы были французского производства, а турбины отечественные. В качестве топлива использовались дизельное топливо и мазут. В работе суда считались экономичными, хотя обслуживать их было трудно. Основным назначением судна была перевозка леса, но «Теодор Нетте» зачастую брал и другие грузы. С ними он побывал в портах 40 государств.

30 ноября 1963 года судно было принято архангельским экипажем, а в первый рейс «Теодор Нетте» ушел с грузом угля на Антверпен. Об этом вспоминает первый помощник капитана судна Ю.К. Дьяков. Юрий Константинович - моряк с большим стажем. Сейчас он на пенсии, пишет воспоминания о своей «морской жизни», и в связи с нашей публикацией мы упоминаем некоторые из них.

- У нас была очень хорошая команда, дружная, работящая, - рассказывает Юрий Константинович, - пятеро были награждены орденами и медалями. Например, моторист Николай Сушков - орденом Трудового Красного Знамени, электрик Альберт Мистрюков - орденом «Знак Почета».

С первого дня на новом газотурбоходе стали вести «Альбом летописи» судна. Фотографии трудовых будней и отдыха экипажа, газетные статьи и зарисовки - весь этот материал находил там свое место.

Много именитых гостей поднималось на борт судна во время стоянки в порту. Моряки даже завели специальную «гостевую» книгу, в которой все желающие оставляли свои записи о впечатлениях. Многие приходили на судно с подарками. Со временем их накопилось столько, что пришлось подумать, где бы их разместить. Так родилась идея создать свой судовой музей - каюту Маяковского. Здесь нашли свое место многие экспонаты, но первым стал словарь английского языка, принадлежавший Теодору Нетте. Его подарила экипажу его дочь. Раритетами считались также два мозаичных портрета - Нетте и Маяковского, стальная пластина - часть бортовой обшивки парохода «Теодор Нетте».

Помогали морякам и сотрудники курьерской связи МИД, где в свое время работал Теодор Нетте. По их инициативе и с их помощью был снят фильм «Здравствуй, Нетте». Его моряки демонстрировали как у себя на родине, так и в иностранных портах.

Судно работало на Архангельский флот до конца 80-х, после чего было списано и продано на металл пакистанской фирме. Свою эстафету газотурбоход «Теодор Нетте» передал новому теплоходу, вскоре построенному для Северного морского пароходства польскими корабелами.

Александр ВЕСТНИКОВ