Корабельная сторона
Номер от 1 ноября 2005 г.

Куда нашему рыбаку деваться?
Новая конфликтная ситуация в спорных с Норвегией водах

Не успели улечься страсти вокруг событий драматического бегства мурманского траулера «Электрон» от кораблей норвежской береговой охраны, как на далеком Севере вновь заполыхали нешуточные страсти.

ПРОИЗОШЛО это утром в понедельник, в районе, который объявлен норвежцами так называемой «рыбоохранной зоной». Однако данная зона не признается Россией. «Дмитрий Покрамович» в районе острова Медвежий принимал рыбу из трюмов «Капитана Горбачева». К ним подошел норвежский корабль береговой охраны «Nordkap». Двое норвежских инспекторов рыбоохраны поднялись на борт траулера, проверили трюмы и судовые документы, никаких претензий к грузу не предъявили, но через некоторое время заявили об аресте судна. При этом норвежцы изъяли у капитана промысловый и судовой журналы и предложили проследовать в порт Тромсе.

Капитаны судов отказались. Затем в районе Медвежьего появилось и второе судно норвежской береговой охраны. С его борта на «Покрамовича» высадились 11 военных и два инспектора. Капитан судна расценил эти действия как захват судна, о чем доложил владельцу - компании «Мурманрыбпром». Так же поступил и капитан «Горбачева».

Хозяева судов заявили о незаконности действий норвежцев. Как объяснили в Архангельском траловом флоте и «Мурманрыбпроме», по международному законодательству уведомление о перегрузке рыбопродукции необходимо лишь при заходе судна в территориальные воды Норвегии, то есть в трехмильную зону вокруг острова Медвежий.

Версия норвежцев отличается от российской. Они трактуют события так: инспекторы береговой охраны проводили обычную проверку двух судов. Инспекторы велели капитанам прекратить погрузку, а в понедельник арестовали эти суда за то, что они не уведомили власти.

«Наши суда никогда до этого не уведомляли норвежцев о начале разгрузки. Это их «новоизобретение». Российские суда пользуются в этом районе точно такими же правами, как и норвежские», - так отреагировали на это из Архангельской базы тралового флота и пожаловались в МИД России. Такое же заявление сделали и мурманчане, надеясь на вмешательство дипломатов.

Тогда же представитель Росрыболовства также дал понять, что ведомство не видит нарушений в действиях наших рыбаков, поскольку действующие в Норвегии правила противоречат Договору о Шпицбергене от 1920 года. Временный поверенный в делах Норвегии в Москве был вызван в российский МИД, где ему дали понять, что очередное задержание двух российских судов близ Шпицбергена не способствует нормализации отношений между Москвой и Осло.

Рыбаки же уверены, что этот конфликт в Баренцевом море не случайно совпал с днем начала работы в Калининграде смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству. Более того, некоторые утверждают, что подобные выпады со стороны норвежской стороны начинаются каждый год накануне проведения морской двусторонней комиссии.

В МИД сначала пообещали поднять проблему в Калининграде. Однако инициатива российского внешнеполитического ведомства, похоже, не вызвала особого энтузиазма у чиновников. Они так и не нашли время обсудить ни ситуацию с «Электроном», ни новый инцидент.

В это же время капитан-директор архангельского судна «Капитан Горбачев» отказался подписывать протокол задержания судна. Аналогично поступил и капитан мурманчан. «Решение о выплате штрафа являлось бы признанием нашей вины, но вины мы не признаем», - заявил гендиректор «Мурманрыбпрома» Владимир Загоровский. Ему вторил заместитель директора Архангельской базы тралового флота Виктор Лощевский: «Если мы заплатим штраф, то тем самым признаем нашу неправоту. А мы действовали в соответствии с российским законодательством».

Более того, неожиданно выяснилось, что документы на арест российских судов были подготовлены норвежцами загодя, когда наши рыбаки еще находились на промысле. Этот факт заведомой подготовки штрафных санкций подтверждает версию ряда экспертов о том, что новый инцидент не более, чем месть норвежских властей за скрывшийся от норвежских военных неделю назад «Электрон»...

Ситуация неопределенности сохранялась всю неделю. И все-таки к вчерашнему дню норвежские власти сняли арест с «Капитана Горбачева» и «Дмитрия Покрамовича». Но какой ценой? Для этого владельцам российских судов все же пришлось внести денежный залог: за «Дмитрия Покрамовича» - 500 тыс. крон, за «Капитана Горбачева» - 360 тыс. крон.

При этом владельцы судов не согласны с позицией норвежских властей и не видят никакой вины своих рыбаков, но ухудшение погоды в том районе, где были задержаны корабли, вынудило их пойти на внесение залогов, чтобы не рисковать людьми. Они также винят российские власти в отсутствии конкретной позиции по проблеме рыболовства в Баренцевом море. Теперь хозяева кораблей намерены в норвежском суде оспаривать штрафы, наложенные норвежцами, и добиваться возврата залогов. Разбирательство назначено на январь будущего года.

Олег АНДРЕЕВ (По материалам СМИ)