Корабельная сторона
Номер от 17 октября 2005 г.

Диво «Елизаветы» Кронштадтской
«Испытания первого в мире парохода изобретатель Фултон провел в 1803 году в Париже. А насколько тогда отставала в деле создания парового флота Россия?» Андрей ПОПОВ

Если быть абсолютно точным, то на 8 лет. В 1811 году для проведения дноуглубительных работ в Кронштадтском порту на Ижорском заводе был построен паровой землечерпательный снаряд. Что касается паровых пассажирских судов, то первый русский пароход появился в 1815 году. 3 ноября паровое судно «Елизавета» с деревянным корпусом и машиной в 4 л.с. открыло линию из Петербурга в Кронштадт. Оно развивало максимальную скорость в 5 узлов. Первое время на «Елизавету» смотрели как на экзотическую диковинку. Но уже через пять лет пароходов на кронштадтском направлении стало четыре. Два из них уже имели паровые машины в 32 л.с.