Корабельная сторона
Номер от 4 октября 2005 г.

Командировка в рабочую юность
24 сентября исполнилось 50 лет со дня закладки на стапеле цеха 42 Севмаша первой отечественной АПЛ

Мне посчастливилось работать на этом опытном корабле, названном позднее «Ленинский комсомол», в самом начале его строительства.

ВСЕГО три месяца в 1955 году продолжалась моя командировка в экспериментальный цех. На стапеле пятидесятого, где в разной степени готовности находились легкие крейсеры проекта 68-бис, работы прекратились. Занятые на их монтаже бригады сборщиков и сварщиков распределялись кто куда. Меня, недавнего выпускника школы ФЗО

№7, определили в 42-й.

Главный пролет цеха наполовину пустовал. При входе в него размещалась конструкция, напоминающая громадную, причудливой формы тарелку. Слева и поодаль виднелись пустотелые, из толстого металла цилиндры. О разворачивающемся здесь деле я, конечно, не имел ни малейшего представления.

Начальник участка сборки Василий Цыганков был немного-словен: «Пойдешь в бригаду проверщиков Александра Починкова». И уже вдогонку: «У тебя сколько классов-то?» На «десятилетку» Василий Михайлович отреагировал удовлетворительно. Чуть позже тот же вопрос задал мне и Починков, подавая конец рулетки. Измерения последовали на той самой «тарелке», которая в реальности называлась сферической переборкой. То и дело, показывая мне нулевую точку отсчета, бригадир буквально летал по конструкции, спешно записывая показания в блокнот. Иногда спрашивал (для виду, конечно) ответы на простейшие арифметические действия. Выдержав паузу и поморщив лоб, делал какие-то умозаключения.

После обеденного перерыва наше рабочее место сместилось в сторону «цилиндров», за которые я принял обечайки, составляющие блоки будущей подлодки. «Держи вот у этой кромки», - скомандовал Починков, указав на шланг со стеклянными трубками. Не успел я приложить одну из них к стальной кромке, как из трубки полилась вода. «Эх ты, - укоризненно проговорил проверщик, закона физики не знаешь. Ведь это же сообщающиеся сосуды, а жидкость в них всегда находится на одном уровне. Если этот уровень нарушить, вода будет искать выход». Позднее наставник припомнит и другие законы из школьной программы. В том числе, Эвклидовой геометрии, знание которой проверщику крайне важно.

Осмотревшись, стал узнавать в лицо и других людей. Например, бригадиров судосборщиков Григория Тарбаева, Владимира Постоева, Николая Кондратенко, знакомых, пусть и мимолетно, по работе на строившихся в цехе пятидесяти крейсерах. Яркое впечатление оставило знакомство с опытными специалистами 42-го - Рустемом Утюшевым, Валентином Головцовым, Павлом Чистяковым, Аркадием Дьячковым. А встреча с начальником цеха Петром Гололобовым вообще становилась событием, переполнявшим душу.

С Сашей Починковым через месяц мы были уже почти на равных, легко понимая друг друга. Проверочные задания чередовались со сборочными, в том числе и такими непопулярными, как абразивная зачистка деталей и узлов. А после установки фундаментов, всевозможных креплений мы, ко всему, становились монтажниками. Обечайка же на глазах превращалась в секцию, блок будущей подлодки.

Многого тогда мы, конечно, не знали. Не ведали, что всего за месяц до нашего прихода, 24 сентября 1955 года, состоялась закладка этого корабля проекта 627. Что ему суждено стать первой отечественной атомной подлодкой. И что она одной из первых в мире в июле 1962 года совершит переход на Северный полюс.

Всего три месяца продолжалось мое участие в строительстве этого уникального корабля. Для заводской летописи совсем незначительный отрезок времени. Но для памяти сердца этой величины хватит надолго.

Юрий АНАНЬИН