Корабельная сторона
Номер от 27 сентября 2005 г.

Молодые корабли молодого города
50 лет назад северодвинцы сдали флоту крейсер «Мурманск»

Мой отец Борис Андреевич Химаныч строил крейсера проекта 68-бис на молотовском заводе № 402. Факт этот всегда был и останется для меня предметом особой гордости. Надеюсь, и мой подрастающий сын, придет время, расскажет об этом своим детям с таким же искренним уважением к заслугам деда.

ЭТИ КРЕЙСЕРА запомнились мне с детства. По одной из фотографий домашнего альбома: участникам строительства крейсеров делали «снимки на память». Хотя какими тогда могли быть памятные снимки, если фотографировать конкретные корабли строго-настрого воспрещалось! И вот художник из ателье нашел выход - сделал виньетку, где крейсер проекта 68-бис, изображенный с курсовым углом градусов в 20, был запечатлен очень точно. В обрамляющей композиции еще был спасательный круг и, кажется, какие-то другие детали, но горделивый мощный корабль затмевал все...

Фотография до нынешнего времени не сохранилась, потерялась, о чем я очень сожалею, а яркие впечатления от нее остались. Сегодня, когда глядишь на фото этих кораблей, не столько вспоминается детство, сколько уже с позиции взрослого человека размышляешь о том времени, когда крейсера строились. На такие мысли наталкивает простое сопоставление событий... Год 1955-й. 16 сентября впервые с подлодки стартовала баллистическая ракета. 21 сентября - у Новой Земли впервые испытана ядерная торпеда Т-5. 24 сентября - заложена первая советская атомная подлодка... Если брать эти даты по отдельности, оценка одна, а если в общей связи? Каким напряженным и тревожным было время! И крейсер «Мурманск» в этом же хронологическом ряду - 22 сентября 1955-го подписан акт о его сдаче флоту.

Как рождался юбиляр

Головным крейсером в серии проекта 68-бис на заводе № 402 был «Молотовск», или «заказ 301». Он мой ровесник - его сдали в 1954-м. Правда, он недолго ходил под этим именем. В 1957-м корабль стал «Октябрьской революцией». И на Северном флоте он пробыл относительно недолго - его перевели на Балтику, где он честно отслужил положенный срок. Сегодня же есть повод подробнее рассказать о втором подобном корабле - крейсере «Мурманск», который северодвинцы передали флоту полвека назад.

Этот «заказ № 302» заложили в южном доке 50-го цеха 28 января 1953 года. Любопытно, что для закладки были использованы днищевые конструкции крейсера «Козьма Минин», который строился на заводе № 194 в Ленинграде. Однако после того как ленинградцев «загрузили» большой серией крупных танкеров, для экономики страны это было важнее, конструкции перевели по Беломорско-Балтийскому каналу в Молотовск. Так «Мурманск» вначале оказался в южном доке. Затем, когда его предшественника - крейсер «Молотовск» - вывели из северного дока, на его место завели «Мурманск».

Ответственный сдатчик корабля Г.А. Зятковский, сдаточный механик И.Д. Осипов. По акту - «Мурманск» спустили на воду, а вернее сказать, вывели в наливной бассейн завода 24 апреля 1955 года. Государственные испытания начались 31 июля, а приемный акт № 329-Б подписали 22 сентября 1955 года. К слову, акт этот утвердил министр обороны Г.К. Жуков, военачальник известный, но, откровенно говоря, флот не любивший. В акте, помимо всего прочего, указано общее время постройки корабля - 2 года 7 месяцев и 25 дней. А вот у «Молотовска» - 2 года 4 месяца и 15 дней. Получается, головной корабль строился быстрее «Мурманска». Обычно бывает наоборот... Но это все, конечно, нюансы для корабельных летописцев.

Военно-морской флаг на крейсере был поднят в торжественной обстановке 6 октября 1955 года.

На особом счету у главкома

«Мурманск» и подобные ему корабли относились к классу легких артиллерийских крейсеров, которые считались очень удачными по конструктивным решениям. Вообще, корабли проекта 68-бис (в Союзе всего их построили 14) производили впечатление и своим внешним обликом, а потому в среде ценителей корабельного дизайна ставились очень высоко. Да и в целом, учитывая серъезные боевые возможности для своего времени, крейсера 68-бис считались одними из самых удачных в советском кораблестроении.

Есть еще одна особенность: крейсера были артиллерийскими, а в тот год, когда «Мурманск» покинул наш город, уже начиналась совсем иная военная эпоха - ракетно-атомная. Так вот, при всем этом кораблям 68-бис удалось занять свое особое место в списках действующего флота. Более того, именно «Мурманску» была уготована роль долгожителя Северного флота - самого передового, мощного, атомного, ракетного.

Исторический журнал крейсера «Мурманск»... Его читаешь - дух захватывает: нынешним-то морякам такое и не снилось! Регулярные «средиземки» в составе 7-й оперативной эскадры, участие в разрешении арабо-израильских конфликтов, атлантические походы, крупнейшие морские учения 70-х - «Океан», «Запад», визиты в иностранные порты: Куба, Франция, Югославия...

В наградном разделе помимо прочего читаем: по итогам 1976 года крейсер объявлен «отличным кораблем». По итогам 1977 года награжден переходящим знаменем военного совета Северного флота и признан «лучшим надводным кораблем». По итогам 1981 года крейсер вновь объявлен «отличным кораблем»... И вот еще что можно расценивать как награду: уже появились новейшие противолодочные корабли, ракетоносцы, пришли на флот авианесущие корабли, а главком С.Г. Горшков по-прежнему каждый свой визит в Североморск начинал с посещения «Мурманска». Факт красноречивый - корабль, достойный уважения.

Но всему отмерян свой век. Стареют и корабли. Самый первый командир крейсера «Мурманск» капитан I ранга Т. Катышев в конце своей карьеры был назначен командиром 176-й бригады резерва и консервации. Так вот он утверждает, что крейсер едва не отправили на слом сразу после вывода из состава действующих. Но с этим не вышло, и затем корабль долгое время стоял на акватории его бригады. Окончательно судьба крейсера была решена на стыке 1994-1995 годов, практически на сороковом году жизни «Мурманска».

Последний поход

Второй северодвинский крейсер погиб на прибрежных камнях Норвегии. В 1994 году Северный флот прощался сразу с несколькими крупными противолодочными кораблями - разом списывались БПК «Кронштадт», «Адмирал Макаров», «Адмирал Исаков», «Адмирал Юмашев», «Гремящий» и эсминец «Несокрушимый». Это «ветеранское соединение» передавалось Госкомимуществу. Чиновники продавали корабли на металл в Индию. Следом, правда, не в Индию, а в Дубай, уходил «Мурманск»...

Есть ли душа у корабля? Не все даже бывалые моряки верят в то, что корабль живое существо. Но вот мне рассказывали, архангельский ледокол «Капитан Мелехов», которого «новые русские» тоже «пустили на патефонные иголки», никак не хотел умирать на чужбине. Просто мистика какая-то: безжизненный ветеран Арктики там, уже в южных водах, как мог сопротивлялся - его долго пытались и не могли загнать на отмель для последующей разделки...

Нечто подобное произошло и с «Мурманском». В Норвежском море разразился шторм - буксировочные концы не выдержали, оборвались. Несколько попыток «заарканить» тяжелый и неуправляемый корабль оказались безрезультатными, и крейсер... оставили среди бушующих волн.

Первыми забили тревогу норвежцы: они опасались, что новоявленного «летучего голландца» штормом может вынести в район их нефтепромыслов, где могло произойти столкновение списанного крейсера с одной из буровых платформ. Однако дознаться, по какой причине буксиры бросили его и как намерены с ним поступить дальше, они не смогли.

Флот от «Мурманска» открестился сразу же - корабль давно являлся собственностью Госком-имущества, а тамошние чиновники в свою очередь кивали на новых владельцев крейсера, дескать, с них и спрос. Иными словами, знакомая любому русскому безответственность.

В конце концов «Мурманск» сдрейфовал к норвежскому побережью и во время очередного шторма сел на камни недалеко от мыса Нордкап. Население близлежащего к месту катастрофы поселка первое время ожидало определенных действий со стороны России: хотя корабль не перекрывал своим корпусом вход в гавань, но само соседство с грудой ржавеющего металла массой свыше 12 тысяч тонн, норвежцев беспокоило.

Русские спасатели все не появлялись. Зато к обломкам корабля зачастили журналисты. Репортажи о брошенном крейсере появились в Европе. На экранах же российского телевидения «Мурманск» появился гораздо позже и косвенно в связи с другой катастрофой - гибелью АПЛ «Курск». Страна тогда была настолько потрясена ею, что переживать пришлось не только за «Курск», но и за плачевное положение всего Военно-Морского Флота. В Норвегию выехала группа телеканала НТВ, которая в 12-минутном сюжете, названном символично - «Последняя гибель «Варяга», рассказала о незавидном финале в судьбе известного североморского крейсера. Помнится, меня более всего потрясли не искусно снятые панорамы ржавых конструкций погибшего корабля, а комментарии мурманчан, в их числе - полное безразличия высказывание офицера... «Скажите, вам старых кораблей не жалко?» - «А что их жалеть?! Отслужил свое - и на металл!» - чеканил капитан I ранга пост-перестроечного Северного флота, которого назвать моряком у меня язык не поворачивается...

Потому что вспоминаются другие моряки того же ранга, которые смахивали слезу, когда в Черной губе Новоземельского ядерного полигона расставляли их обреченные на гибель корабли, тоже ведь отслужившие свое. Я бы не стал называть это сентиментальностью. Здесь все же было нечто иное, отчего флот наш никак не становился слабее, а напротив, крепчал, чтоб вскоре стать океанским.

...На дворе XXI век, живем в стране, которая уже второй десяток лет все возрождается и никак не может возродиться. Ее нынешние моряки видят море с берега и считают не пройденные мили, а выслугу и гарантированные государством довольствие и льготы. Очевидно, в таком исходе судьбы заслуженного корабля с именем «Мурманск» есть своя символика: обломки крейсера на чужбине - частица распроданной бывшей морской державы.

Олег ХИМАНЫЧ

Вместо послесловия

Два крейсера проекта 68-бис, которые сдал флоту завод № 402 - будущий Севмаш, могут составить предмет гордости любого судостроительного предприятия. Да и в истории нашего города они, если можно так выразиться, особая веха. К сожалению, ни в заводском, ни в городском музеях судьбы этих крейсеров не нашли должного отражения.

Между тем, помимо корабелов, которые строили «Молотовск» и «Мурманск», сказать о них: «Мой корабль» - могут и те северо-двинцы, кто служил на них срочную. А таких моряков, не ошибемся, если скажем - за сотню.

На днях мы позвонили в военкомат и попросили дать нам, хотя бы выборочно, координаты тех северодвинцев, кто служил срочную на крейсерах «Молотовск» и «Мурманск». К сожалению, помочь нам не смогли, ведь в военном билете указываются номера войсковых частей, а не бортовые наименования кораблей. Поэтому составить нужный редакции список чрезвычайно хлопотно.

Сегодня мы делаем предложение через газету. Моряки-«молотовчане» и «мурманчане», откликнитесь! Позвоните в редакцию «Корабельной стороны», поделитесь с нами увиденным и пережитым. Это очень важно, чтобы о кораблях вашей молодости, о крейсерах молодого Северодвинска знали не только ваши дети и внуки.